Вместо борьбы с правонарушителями в интернете идет борьба с инфраструктурой

24 октября IP CLUB в партнерстве с Координационным центром доменов . RU /.РФ и Школой права «Статут» провел «IP-BATTLE: инфраструктура адресации Интернета против правообладателей». Итоги встречи.

Как в современном интернете с лавинообразным ростом контента отслеживать нарушение интеллектуальных прав и насколько владелец площадки и регистратор несут ответственность за подобные нарушения? Эта тема стала ключевой на прошедшем в Москве круглом столе, в котором приняли участие представители инфраструктуры адресации интернета и правообладатели. 

Стилистика мероприятия — IP-BATTLE — была выбрана вполне удачно: дискуссия не походила на обмен мнениями типичной деловой конференции — она получилась живой, без сглаженных острых углов. 

Технические возможности не позволяют оперативно выявить и привлечь к ответственности пользователя-правонарушителя, загрузившего нелегальный контент. По словам экспертов, зачастую даже сложно определить владельца сайта — в доменной зоне .ru в 5-7% случаев содержатся недостоверные административные данные, не говоря уже о привлечении к ответственности администраторов доменов в иностранных юрисдикциях. Из-за этого многие правообладатели пытаются задействовать в решении ситуации всех участников процесса и игроков инфраструктуры интернета, включая социальные сети, поисковики, хостинг и регистратора.

После вступления в силу антипиратского меморандума, подписанного ровно год назад, у легальных видеосервисов существенно вырос трафик — привел пример экономической эффективности взаимодействия Алексей Бырдин, генеральный директор ассоциации «Интернет-видео».

Все стороны стремятся решить вопрос в рамках закона, однако зачастую у представителей инфраструктуры и правообладателей разные мнения: за чей счет должна проходить борьба с нелегальным контентом и, главное, кто несет ответственность. Все сводится к формулировкам законодательства, которые не позволяют однозначно определить роль сервисов в вопросе соблюдения прав автора и владельца товарного знака. В первую очередь, речь идет о статье 1253.1 Гражданского кодекса РФ, где введено понятие «информационного посредника».

Кого можно считать информационным посредником, а кого нет? Вопрос, который не имеет однозначного ответа в экспертном сообществе.

Акцент в дискуссии ушел в сторону взаимодействия правообладателей и регистраторов. Говоря про последних, Андрей Алексейчук, юрист в адвокатском бюро «Качкин и Партнеры», предложил разделять споры об интеллектуальной собственности на 2 вопроса: вопрос об использовании товарных знаков в доменах и споры о контенте, размещенном на сайте. По его мнению, в первом случае, обязанности регистратора прописаны в правилах и в текущей версии данные правила разрешения споров сбалансированы с учетом интересов всех сторон. 

«Во втором случае — что может сделать регистратор? Сайт все равно будет доступен, контент будет в общем доступе», — считает  Алексейчук.

С тем, что регистратор не должен считаться информационным посредником, согласен и Анатолий Семенов, представитель ФАС России, поделившийся видением данной ситуации с точки зрения представителя антимонопольного органа, а именно – через призму положений о пресечении недобросовестной конкуренции. По его мнению, в судебных решениях иногда некорректно смешиваются два типа требований: требования ответственности за нарушения и вопросы пресечения нарушения интеллектуальных прав. 

«Под видом защиты интеллектуальных прав зачастую решаются обычные споры хозяйствующих субъектов, такие как  борьба с альтернативными дистрибьюторами. На время приостановить работу сайта может быть простым способом «нажать» на бизнес. Регистратор не должен выполнять несвойственные для него функции и выступать в роли суда – исследовать доказательства сторон, устанавливать факт нарушения и самостоятельно разрешать конфликты между правообладателями и администраторами доменов под постоянным давлением и угрозой судебных исков, особенно  учетом массового характера подобных споров  - из-за высокой степени автоматизации к крупным регистраторам ежемесячно приходит 800-900 обращений», - считает Андрей Кузьмичев, первый заместитель генерального директора RU-CENTER, выступивший на круглом столе в качестве представителя компании из инфраструктуры интернета.

По его мнению, увеличение давления на владельца домена и регистратора будет приводить к тому, что пользователи будут уходить в другие зоны, регулирующиеся иностранной юрисдикцией. В этом случае выявление нарушителей будет еще более затруднено. 

Ситуацию могли бы разрешить альтернативные механизмы, основанные на взаимодействии всех заинтересованных лиц и учитывающие интересы не только правообладателей, но и ключевых участников интернет-инфраструктуры. К слову, сам круглый стол был организован Координационным центром национального домена в сети Интернет. 

«Я призываю обе стороны к сотрудничеству – только так мы сможем найти решение, которое будет устраивать всех. Со своей стороны, мы многое делаем для профилактики доменных споров – к примеру,  у нас на сайте есть сервис проверки товарных знаков», – резюмировал модератор дискуссии Сергей Копылов, заместитель директора КЦ. Данный сервис позволяет проверять домен на наличие зарегистрированных товарных знаков.

С позицией модераторов дискуссии - М. А. Рожковой (д.ю.н., президент IP CLUB, член Экспертного Совета Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, эксперт Института развития интернета) и  С.А. Копылова (заместитель директора Координационного центра национального домена в сети Интернет, член Научно-консультативного совета при Суде по интеллектуальным правам) можно ознакомиться здесь.

preview СМИ: Google задумался об изменении своей политики в отношении политрекламы

СМИ: Google задумался об изменении своей политики в отношении политрекламы

Google обсуждает внутри компании возможное внесение изменений в действующую политику в отношении политической рекламы. Об этом сообщает The Wall Street Journal
preview Google Мой бизнес ограничил число территорий обслуживания до 20

Google Мой бизнес ограничил число территорий обслуживания до 20

Google Мой бизнес сообщил, что компании, обслуживающие определённую территорию, теперь могут добавить не более 20 таких областей
preview AliExpress сокращает сроки доставки в Россию до 10 дней

AliExpress сокращает сроки доставки в Россию до 10 дней

Компания Alibaba, в рамках проекта, реализуемого совместно с логистическим оператором Cainiao (входити в Alibaba Group) и «Почтой России», запустила регулярные прямые рейсы для...
preview Рекламодатели Яндекса смогут разместить рекламу в TikTok

Рекламодатели Яндекса смогут разместить рекламу в TikTok

Яндекс продолжает развивать сотрудничество с китайской социальной платформой TikTok. Рекламные блоки Директа теперь показываются в видеоленте сервиса
preview Facebook обновляет инструменты для управления контентом и монетизации

Facebook обновляет инструменты для управления контентом и монетизации

Facebook запускает ряд обновлений, которые дадут авторам и издателям больше возможностей для управления контентом и монетизации
preview Рейтинг агентств контекстной рекламы: в ТОПе Ingate, i-Media и MediaGuru

Рейтинг агентств контекстной рекламы: в ТОПе Ingate, i-Media и MediaGuru

Сервис коллтрекинга и сквозной аналитики Ringostat опубликовал ​рейтинг агентств контекстной рекламы...