Автор статьи: Максим Матиков – CEO агентства интернет-маркетинга «Matik»

 

15 лет в seo – серьезная дата, согласитесь? Без должного стеснения, могу честно сказать – я «динозавр» рунета. Более 15 лет назад, когда все только-только начиналось, я стал не просто очевидцем, но стоял у истоков самого «поискового продвижения», без которого сегодня не мыслит себя практически ни одна компания, присутствующая в сети.

Я подумал, что было бы здорово устроить мини-экскурс в мир SEO и поведать историю того, как, собственно, на моих глазах появлялась и развивалась поисковая оптимизация, какие стадии прошла, и что, как мне кажется, ждет ее впереди.

Итак, back to USSR… Когда-то в «лохматых» 90-х, в момент появления и становления интернета, SEO, как такового, разумно предположить, еще не существовало. Да, что там SEO, поиск в сети был, в принципе, большой проблемой.

Однако, со временем, информации в интернете становилось все больше, ее необходимо было как-то структурировать, чтобы облегчить поиск. Сначала искали за счет различных сайтов-каталогов с рубрикаторами, которые пополняли вручную, типа Yahoo! и Virtual Library, позже в этом вопросе помогала баннерная реклама. Таким образом, хорошая посещаемость была у сайтов, с размещенными ссылками в таких каталогах и у тех, кто рекламировался за счет баннеров на продвинутых ресурсах.

В самом начале 90-х стали появляться первые поисковые системы, в рунете этот момент настал немного позже: в 1996 году создали первый русский поисковик Rambler, который долгое время занимал лидирующие позиции среди других поисковых систем, Aport (96 год) и годом позже Google и Yandex.Ru.

Собственно, с появлением и развитием поисковиков (конец второй половины 90-х), как мы понимаем, ситуация значительно изменилась. Посетители, по большей части, уже стали приходить с поиска, спрос на поисковики вырос, аудитория и конкуренция тоже, и само собой встал вопрос о том, каким же образом продвинуть сайт в поисковой выдаче и заполучить больше целевого трафика? Тут на авансцену и вышла поисковая оптимизация.

Тогда предпочтение в SEO отдавалось не ссылкам, а текстовой составляющей сайта и чуть позже мета-тегам, в которых содержались популярные поисковые запросы, за счет чего на сайт приходила большая часть трафика – примерно так выглядел незатейливый алгоритм работы для вывода сайта в топ выдачи за счет внутренних факторов ранжирования. О высокой релевантности, как мы понимаем, речи тогда не шло.

Не забудем отметить и детище Рамблера — «Рамблер Топ-100» — рейтинг страниц по счетчику посещаемости — на основании показаний счетчика в Топ по соответствующим рубрикам выходили те, у кого было больше посетителей. Разумеется, это быстро нашло популярность среди сайтов, ссылки с Топ-100 были качественными, поэтому сервис активно использовался для продвижения. Быстро поднять свой сайт в Топ можно было, как раз за счет накрутки посетителей в Топ-100, уже тогда была актуальна накрутка «поведенческих факторов».

Первые позиции выдачи также занимали сайты с излишним количеством поисковых запросов. Алгоритмы поисковиков были тогда далеко не идеальны, в связи с чем, удавалось достаточно быстро поднять свой сайт в топ. Такая тенденция продолжалась примерно до 2005 года, помимо внутренних факторов, для увеличения ссылочного ранжирования также обменивались ссылками. Сначала, веб-мастера обменивались ссылками вручную. В 2003 году начали появляться первые линкаторы. Затем эффективность ссылочного обмена начала падать, поскольку поисковики научились учитывать обмен, и с 2005 началась эра ссылочных бирж, но об этом чуть позже. Так, SEO в начале 2000-х начинает набирать обороты и перерастает уже в реальный бизнес. Появляются первые серьезные игроки рынка, многие из которых существуют и до сих пор.

Сегодня мы много слышим про, так называемое, «черное» и «серое» (что-то между белым и черным) SEO. Да, действительно, большинство работало именно по таким методам. Были, конечно, и «добросовестные» сайты, которые продвигались за счет соблюдения на тот момент рекомендаций поисковых систем. Но… «черные» и «серые» методы, попросту приносили результат быстрее, поэтому и были так востребованы. Дорвеи, клоакинг, использование скрытого текста на страницах, «однопиксельные ссылки», и многие другие хитрости применялись для обмана поисковых систем и, таким образом, привлекали все больше посетителей на сайт. Такие методы, действительно, работали, все время пробовались новые технологии для получения посетителей из поисковых систем. Благодаря им, возможно, поисковые системы, как раз и улучшали год за годом качество поиска, это был своего рода «стимулятор» для разработки все новых алгоритмов, которые постепенно и выводили поисковую оптимизацию на качественно новый уровень.

Безусловно, поисковые системы различными способами боролись с подобными нарушениями, однако, на каждое действие есть свое противодействие. Это порождало создание все большего количество сервисов, направленных на обход данных алгоритмов. Тот же PageRank от Google и введенный Яндексом вИЦ (взвешенный индекс цитирования, по сути, аналог PageRank), замененный впоследствии на тИЦ (тематический индекс цитирования), учитывающие авторитетность ссылающихся ресурсов, по сути, количество и вес внешних ссылок, как раз-таки и стали причиной появления огромного количества бирж, где можно было их приобрести.

Сначала ссылки покупали вручную через перекупщиков на SEO-форумах, впоследствии появились такие биржи, как SAPE, Миралинкс, SeoPult. Со временем количество бирж и агрегаторов росло, что не самым лучшим образом отобразилось на качестве поисковой выдачи.

Это явление было повсеместным, за счет установленных на сайте нетематических ссылок, искажались результаты поиска, такое влияние извне не давало возможность поисковикам выдавать четкий ответ на запрос пользователя. Яндекс, в свою очередь, в 2007 году дал фидбэк Непот-фильтром для уменьшения влияния ссылок на сайт-акцептор, фильтр находил некачественные ссылки и снижал их вес. За счет этого поисковая значимость сайта понижалась, и он пессимизировался в выдаче.

Собственно, как мы видим, до появления Матрикснета, никто особо не напрягался, ссылки покупали, потому что они действительно работали, чем больше ты их покупал, соответственно, тем выше были твои позиции в поиске. Постепенно, начиная с 2009 года, Яндекс как раз-таки внедряет новый метод машинного обучения — Матрикснет, который при ранжировании учитывал уже гораздо большее количество факторов, что существенно повышало качество поиска. Влияние внешних ссылок постепенно снижалось, сайты в большей мере ранжировались на основе предпочтений их реальных посетителей, анализировались поведенческие факторы.

Тут, как многие уже догадались, очередным мэйнстримом стала накрутка поведенческих факторов, стоимость которых, представьте, дошла к 2016 году до 10 рублей…

В принципе, уже на тот момент все понимали, что нужно работать над улучшением usability сайта, про важность естественных ссылок, «белых» методов продвижения, про многое из того, что является актуальным сейчас, однако, до недавних пор те самые «серые» методы продвижения все-таки оставались «в тренде». И вот только спустя столько лет все начали говорить об этом и, так скажем, проповедовать это самое «белое» SEO, хотя, на самом деле, все это началось еще в 2009 году.

Так, поисковики постепенно научились бороться с некачественными ссылками, на первый план стал выходить контент, наращивание естественной ссылочной массы, что остается актуальным и по сей день. Вводились все новые алгоритмы, АГС у Яндекса и «Пингвин» у Google, позже выстрелил и «Минусинск». Таким образом, покупные ссылки перестали учитываться поисковиками в ранжировании, и на сегодняшний день, мы пришли к закату той самой классической эпохи с покупными ссылками и прочими «черными» методами продвижения.

Собственно, по этой причине, сегодня мы все чаще слышим драматические фразы, что SEO умерло, SEO больше нет и т.д. В каком-то смысле, отмотав 15 лет назад, что я сейчас и сделал, сегодня мы понимаем, что та классика жанра, та эпоха, к которой так привыкли многие, действительно, постепенно уходит. Но это ведь отнюдь не плохо, напротив, это дает возможность развиваться с новой силой как поисковым системам, которые из года в года «радуют» нас своими нововведениями, при этом повышая качество поиска, так и SEO-агентствам, оптимизаторам, которые отныне стремятся к применению более продвинутого и разностороннего подхода к продвижению сайтов.

Тенденция поглощения и переориентации SEOшных компаний в digital постепенно набирает обороты и в ближайшем будущем, на мой взгляд, произойдет полноценная трансформация. Та же история ждет оптимизаторов, аккаунтов (project-менеджеров, если хотите), аналитиков, и всех специалистов digital-отрасли. Уже сейчас динамика рынка задает им курс на охват не только своей, но и смежных областей. В будущем они станут, своего рода, многостаночниками, с которыми так удобно работать клиентам. Им не нужно будет обращаться к другому специалисту, потому что их менеджер будет способен дать ему ответы на вопросы из любой интересующей его отрасли.

Поэтому, как мы видим, сегодня SEO в чистом виде – это, как минимум, устаревший, а, как максимум, не приносящий особого результата, подход. Нужно комбо, нужен креатив и повседневная гениальность менеджеров, которые из элементарных вещей смогут делать для клиентов, действительно, крутые, эксклюзивные фишки.

Тем не менее, еще долго «пережитки прошлого» SEO будут продолжать борьбу с поисковиками и наоборот, изобретательности, как одних, так и других нет предела.

В любом случае, уже сегодня мы все становимся свидетелями беспрерывного развития рынка SEO, который за 15 лет эволюционировал до той стадии, в которой мы наблюдаем его сегодня, а уж этому, друзья, нельзя не радоваться.

Журналист, новостной редактор, работает на сайте с 2009 года. Специализация: интернет-маркетинг, SEO, поисковые системы, обзоры профильных мероприятий, отраслевые новости рунета.
Языки: румынский, испанский.
Кредо: Арфы нет, возьмите бубен.