Иван Василевич: «Моя задача как муркетолога – повышение прибыли каждого своего клиента»

Предлагаем вашему вниманию интереснейшее интервью с широко известным в узких кругах муркетологом по имени Иван Василевич. Сегодня наш гость расскажет о том, как у него появилось такое «профессиональное» прозвище, откуда растут ноги его успешного бизнеса в области интернет-маркетинга, как рождаются идеи для проектов и как они приносят свои плоды и так далее и тому подобное. В общем, встречайте!

Владелец проекта и главный вдохновитель TextStyle.ru. Главный автор и редактор проекта SEOdemotivators.ru. Ведущий профессионального блога «Журнал одного муркетолога». И просто активный человек в своей среде. Иван Василевич – простой московский муркетолог. По совместительству – будущий участник крупной конференции «SEO-круг».

Здравствуйте, муркетолог Иван! Давайте для начала поговорим о вашем этаком профпрозвище! Почему именно «муркетолог», может это как-то связано с кошками и с их мурлыканьем?

Нет-нет. К братьям нашим меньшим мем явно никакого отношения не имеет. Тут нужно признаться, что авторство его даже не принадлежит мне… (откашливается в кулак) Впервые, насколько я могу судить, его использовал Михаил Райцин – человек, основавший биржу статей Miralinks. У него был такой блог – «Записки Муркетолога». Я же только стал использовать такое прозвище после него, сделав его гораздо более популярным в определённых кругах. Может, конечно, Райцин и думал о кошках, изобретая слово… Но для меня оно имеет принципиально иное значение.

Какое же, если не секрет?

Никаких грифов «Х»! Своё прозвище я взял от того, что хотел дистанцироваться от профессии маркетолога, которая сегодня себя порядочно дискредитировала. Последние годы те, кто учатся на маркетологов, совсем не представляют, что такое вообще МАРКЕТИНГ. Им преподают его по древним книгам, информация в которых не была актуальной уже даже 5 лет назад! Поэтому я считаю, что называть себя маркетологом – это в некотором роде несолидно. А вот муркетолога люди и запоминают и считают каким-то весьма своеобразным профессионалом… Мне нравится.

Всё ясно… На грядущем большом мероприятии – конференции «SEO-круг» — вы тоже намерены представляться всем муркетологом?

А как же?! Это уже даже не моё прозвище, а своеобразный бренд, который узнаЮт и который еще узнАют! (улыбается)

Почему вы вообще хотите посетить «SEO-круг»?

Тут всё просто – даже для меня данная площадка предполагает огромные возможности для расширения контактов в нужной среде. Тут соберутся важные, ключевые персоны, знакомство с ними будет полезно любому, кто связан с интернет-бизнесом, маркетингом и так далее. «SEO-круг» — это ещё одна возможность заявить о муркетологе.

Отвечая на вопрос о выборе этого вашего прозвища, вы упомянули о том, что современное образование в области маркетинга далеко от идеального состояния. А вы сами не хотите ли попытаться исправить такую плачевную ситуацию, начать преподавать?

Ну… Может, вы будете удивлены. Я уже преподавал в вузах. Ещё в 2003, после успеха нашей вузовской команды на одной профильной олимпиаде по веб-дизайну, я был приглашен кафедрой информатики и преподавал как раз «веб-дизайну». Причём было всё это достаточно забавно, так как приходилось мне принимать зачёты у своих же сокурсников. (смеётся) Тут, знаете ли, сложно уберечь организм от последствий веселья… Но я вот смог.

А с 2007 пару лет приходилось мне преподавать в Институте Печати. Дисциплина называлась «Веб-Технологии». Тут я как раз касался в своём курсе и веб-дизайна, и интернет-маркетинга. Рассказывал о том, что такое «продающий сайт». Надеюсь, что кому-то мои лекции пошли на пользу.

Какое же у вас образование, если вы читали такие дисциплины в вузах?

Хотите — верьте, хотите – нет… Но вот мне довелось окончить МФТИ, да ещё не какой-нибудь факультет, а факультет аэрокосмических исследований.

Помню свой самый сложный экзамен. 3 курс, квантовая механика. Вытянул на «удовлетворительно». С тех пор, думаю, мне уже ничего сложней в своей жизни выучить не придётся. Пока, по крайней мере, не пришлось… Маркетинг по сравнению со всем этим – цветочки. С ним я могу расправиться только за счет того, что научился в своем вузе не просто получать информацию, но и анализировать и использовать её на практике. Это неоценимый опыт, за который МФТИ как альма-матер заслуживает отдельного «спасибо».

Да уж, способности анализировать и принимать верные практические решения в вас легко угадать по вашей основной деятельности. К примеру, проект TextStyle.ru – отличное свидетельство. Расскажете, как вы его создавали и развивали?

История развития этого направления, пожалуй, начинается еще в 2004 году, когда мне довелось работать с дизайном сайта Тренингового агентства DevelopMent. Именно тогда я начал понимать, что сам по себе текст на электронной странице заслуживает отдельного внимания. Честно говоря, заказчик тогда из меня все соки выжал, но с его требованиями получилось справиться. На пару с талантливым дизайнером мы разработали эффективный контент! И уже после я решил организовать свой бизнес, который будет заключаться в предоставлении услуг правильного оформления сайтов.

Буквально с нуля был выращен проект TextStyle.ru. Что уж тут говорить ещё, если даже профессия людей, которые работают в этом проекте, была придумана лично мной?! Это совершенно оригинальный бизнес, который помогает нашим клиентам резко повышать конверсию сайтов. А наши вебстальщики порой просто творят чудеса с текстами и дизайном сайтов.

А кто такие эти вебстальщики?

Ну, это и есть изобретённая профессия. Такой специалист объединяет в себе навыки веб-дизайнера и HTML-верстальщика. Получается универсальный борец за чистоту контента. Очень выгодно, так как даёт потрясающие результаты.

В 2010 году получилось вырастить такого универсального мастера, об этом появилась даже большая подробная статья в журнале «Карьера.ру». Я сам считаю, что это прекрасное признание того, что работа была проделана не зря.

Наверное, с такой оригинальной идеей продвигать услуги сервиса было проще простого?

Ну, как бы вам сказать?.. Получилось, что на первых порах услугу «дизайн текста» не слишком многие воспринимали всерьёз. Поэтому мне приходилось нелегко. Нужно было постоянно участвовать в каких-то маркетинговых акциях, подогревать интерес к себе, выступать с семинарами, запускать имиджевую рекламу и проявлять прочие активности.

К счастью, бизнес не требовал срочной и очень большой отдачи. Сперва мы работали всего с двумя-тремя клиентами в месяц. Это помогало держаться на плаву, а главное – поддерживать и совершенствовать навыки вебстальщиков!

Так и получилось вывести проект TextStyle.ru на достойный уровень. Но вот уж точно могу сказать, что, несмотря на всю реальную полезность сервиса и на его оригинальность, раскручиваться было вовсе нелегко…

А какие перспективы у проекта сейчас, когда он, так сказать, поставлен на рельсы?

Откровенно говоря, сегодня я иду ещё дальше. Я почти уверен, что основная наша услуга – профессиональный дизайн текста на сайтах – может быть не всегда очень эффективной. А моя задача как муркетолога – это повышение прибыли каждого своего клиента.

Поэтому теперь я разрабатывают идею ГИПЕРКОНТЕНТА. Это такое оформление страниц сайта, которое позволяет отвечать на одной странице на множество актуальных вопросов пользователя. Гиперконтент, фактически, осуществляет диалог с читателем, предлагая ему действительно нужную информацию.

К примеру, новшество было использовано на сайтах idirection.ru и msk-info.ru. Теперь мне интересно сделать разработку гиперконтента новой услугой TextStyle.ru. Над этим сейчас активно работаем.

Получается, что вы успеваете сразу всё: развивать свой проект, придумывать новые услуги, растить специалистов и даже не ясно, что еще… Как на это всё находится время?

Ну, вы будете удивлены, но всё, вами перечисленное, — это только десятая доля всего, чем приходится заниматься муркетологу в этом мире… (смеётся) Есть у меня и множество неосновных проектов, к примеру, я являюсь автором и редактором ресурса SEOdemotivators.ru.

При поддержке своего коллеги и хорошего товарища – Александра Михайлова – получается вести регулярный ресурс, на котором, по-моему, копятся прекрасные образцы профессионального юмора.

Кстати, вот вам кажется, что мы – продвиженцы и интернет-маркетологи из Москвы – много всего делаем, бегаем постоянно в мыле… Что ж, это недалеко от истины. Но вот вернемся снова к моему товарищу Александру.

Он живет и работает в Ижевске. Имеет пару основных проектов под крылом: творческую студию «Буковки» и агентство интернет-маркетинга «Директ Оптима». В штате около 20 человек. За всеми приходится следить, буквально ухаживать. Вроде в провинции, а всё равно постоянно в деле. Недавно получил от него письмо, вроде «Сваливаю в отпуск на недельку. Буду только почту читать. И то, не всегда… Нет моих больше сил, одолела фирма. :)». (смеётся)

Вот вам и пример – если хочешь работать качественно, придётся работать!

Выходит, вы сторонник всего качественного: дизайн текста, ГИПЕРКОНТЕНТ, крутые демотиваторы и так далее…

Ну, выходит, что так…

Хотя я не устаю повторять, что всё в каждом конкретном случае при продвижении и при маркетинге зависит от целей и от поставленных микрозадач, а также от окружающей среды. Вот, к примеру, можно поговорить о таком явлении, как «быдлодизайн». Казалось бы, что может быть примитивней этого!? Но вот он реально работает на некоторые проекты, принося сверхприбыли.

Поэтому не всегда разумно метать бисер перед… ну вы понимаете, перед кем… Иногда пользователю вовсе не нужен сайт, текст на котором приукрашен нами. Но это вовсе не значит, что муркетолог тут окажется бессилен. Помочь бизнесу в интернете всегда есть чем. Надо только уметь искать способы!

То есть дизайн и его уникальность не всегда важны?

Ну, конечно же, нет! Вот около 10 лет назад, какую мы имели картину? Тогда всякий ресурс в сети имел свой ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ дизайн. Не было никаких шаблонов, бесплатных движков и так далее. Но работали ли все сайты с таким дизайном так, как бы хотелось их владельцам?

Тут же всё понятно. Важно, чтобы дизайн не просто был (или был красивым), а выполнял свои конкретные задачи. Если таковых задач нет, то и дизайн нам не нужен.

А как же к стандартным, шаблонным сайтам относится Google как пример популярного поисковика?

Знаете, шаблонный ресурс для поисковика – это веб-сайт, html-код которого есть на многих других сайтах. Естественно, что поисковики занижают рейтинги сайтов с кодами. Но не каждый сайт с шаблонным дизайном имеет шаблонный код! Это надо чётко понимать. Если самый стандартный дизайн верстался с PSD макета, то код у него будет вполне индивидуальный…

Яндекс борется с оптимизаторами, Google борется с поисковым спамом. А как сильно отличается отношение в конкурирующих поисковиках, к примеру, к SEO-оптимизации?

Отличия есть серьёзные. И зависит это, к примеру, от того, сколько в компаниях работает человек. В Яндексе – около 2500 сотрудников. А в штате Google в России – примерно 150 человек. Задача сотрудников Google — русифицировать сервисы Google и поддерживать рекламодателей на их контекстной рекламе Adwords. В России, можно так сказать, Google с оптимизаторами вообще не пытается бороться. Вот в США и в англоязычном сегменте ситуация иная. Тут с продвижением борются, хотя это не отменяет того, что оно есть. Просто это уже как наркомания – запрещено, но поголовно все этим занимаются. (несколько горько усмехается)

Яндекс же пытается держать всё в ежовых рукавицах и сейчас. Ну, насколько у них получается, — судить только нам – людям, которые активно занимаются продвижением в интернете.

Получается, что вы как эксперт умудряетесь держать руку на пульсе всего рынка, знаете тенденции, как это удаётся?

Но вот я понимаю, что к чему. И добиться этого получается из-за того, что я не начал работать здесь самостоятельно, а прошёл путь от наёмного рабочего. Это вообще самый универсальный способ научиться чему-то в конкретной области – нужен всесторонний опыт, а не только опыт руководства. Поэтому я и вникаю в отрасль, так как от знаний напрямую зависит мой успех как работника, а не как директора или руководителя. Тут уж приходится быть специалистом. И это, если честно, очень интересно. Отрасль-то прекрасно развивается!..

А вы бы могли в заключение беседы дать какой-нибудь экспертный прогноз по отрасли, раз уж об этом зашла речь?

Я полагаю, что продвижение в интернете перестанет основываться на простом голом SEO. И клиенты самостоятельно или же при нашей поддержке должны прийти к идеям полноценного интернет-маркетинга. Именно в самом правильном понимании слова МАРКЕТИНГ. То есть акции по продвижению сайтов должны вскоре стать более разнообразными и интересными. И вот тут в ход пойдёт и дизайн текста, и ГИПЕРКОНТЕНТ, и многие другие вещи. Даже наши SEOdemotivators.ru можно будет как-то похитрей использовать (подмигивает и улыбается)

Спасибо вам за беседу и за полезную информацию. А также за пищу для размышления…

Не за что, не за что… Это же у меня, понимаете, как основная работа… Надо делать рунет лучше!

Журналист, новостной редактор, работает на сайте с 2009 года. Специализация: интернет-маркетинг, SEO, поисковые системы, обзоры профильных мероприятий, отраслевые новости рунета. Языки: румынский, испанский. Кредо: Арфы нет, возьмите бубен.