На что нужно обращать внимание при поиске оптимизатора? Мы говорим сейчас о найме хорошего, опытного специалиста, способного заниматься комплексным продвижением. Для соискателя должности SEO-специалиста важны четыре вещи:

1. Ход мыслей
2. Опыт
3. Ответственность
4. Инициативность

Самое главное в соискателе — это ход мысли. Не только желание постоянно расти, обучаться, быть в тренде, но и применять все на практике. Очень много людей читают профессиональные блоги – Шакина, Деваку, SEO-Profy и т.д., но это все заканчивается тем, что они просто читают – многое знают в теории, но мало что пробуют применять. Именно поэтому на втором по важности месте – опыт.

Не нужно много думать и готовиться к продвижению, самое главное – взять, сделать свой сайт, выбрать нишу и начинать продвигать его. А уж к практике все остальное приложится. Обучение происходит в процессе, когда нужно пробовать, вычленять работающие методики и отбрасывать неподходящие, а также искать новые эффективные варианты.

Ответственность для SEO-специалиста очень важна. Очень важно не теряться, говорить только то, что реально можно сделать и воплотить и, как минимум, быть готовым выполнить все свои обещания.

Четвертое – это инициативность. И это не просто один из привычных пунктов в списке требований к соискателю. У многих есть странные представления о том, что они придут в какую-то топовую SEO- или продуктовую компанию, и им сразу же по полочкам разложат, как все нужно делать, дадут четкие инструкции. По факту же получается так, что уже работающие в компании специалисты довольно сильно загружены работой и у них, как правило, нет ни времени, ни особого желания долго возиться с новичком. Именно поэтому важно не ждать, пока кто-то все покажет, расскажет и научит, а самому проявлять инициативу и желание во всем разобраться, спрашивать, следить за чужой работой, пытаться быть максимально полезным и схватывать на лету.

Какие вопросы нужно задавать кандидату. Основная работа сеошника – это оптимизировать сайт. Все, что касается ссылок, из вопросов можно смело убрать, сосредоточившись на знании технической оптимизации. Хороший сеошник должен хорошо разбираться и знать:

1. Редиректы (301, 302 и т.д)
2. Canonical
3. Href lang для разных языковых версий
4. Пагинацию
5. Как закрывать от индекса: рубрики, разделы, страницы
6. Robots
7. Прочее

Нюансов много, но обычно, на этих базовых понятиях многие теряются. По своему опыту могу сказать, что процентов пятьдесят теряются на вопросах о пагинации или canonical, хотя вся эта информация доступна в интернете и достаточно хорошо и подробно описана во многих источниках (например, здесь).

Что касается внутренней оптимизации, также важно уточнить осведомленность кандидата по следующим вопросам:

1. Мета-теги
2. H1-H3
3. Текст: плотность, водянистость, оптимизация, первые 200 слов текста, ключ в последнем абзаце
4. Хлебные крошки
5. ALT
6. Структура: SILO

Многие не считают работу с текстом чем-то важным, определяя плотность и водянистость на глазок. Однако щепетильность в этих вопросах только приветствуется. Как определить плотность? Самый простой вариант – зайти в выдачу, снять все топовые позиции и проанализировать тексты конкурентов. Так можно получить адекватную картину того, какие тексты на сайтах, которые ранжируются в топе. На базе этого уже можно составить понятие о том, какое ТЗ нужно давать для написания текстов – под какую структуру, как это использовать, какие ключи где затачивать и так далее. Это все должен делать сеошник, потому что именно он составляет техническое задание копирайтеру, исходя из общих задач продвижения.

Правильное использование хлебных крошек тоже очень важно, так же, как и формирование правильной структуры сайта. Большая часть сайтов компаний создаются по одному шаблону, где есть обязательные разделы – О нас, Примеры, Клиенты и проч. Если основная тематика сайта – Раскрутка сайтов, где есть основные направления: SEO, контекст, SMM, то какое отношение все вышеперечисленные разделы имеют к сеошному трафику и основной семантике? Именно на направления деятельности нужно делать акцент, именно их выводить в разделы, и акцентировать в навигации и перелинковке. Такие моменты тоже очень важны.

Обратные ссылки. Это та ахиллесова пята, которую можно найти у 90% сеошников. Потому что большинство из них, особенно когда речь идет о западных проектах, не знают что с этим делать в принципе.

Можно поставить сеошнику конкретную задачу – показать сайт, озвучить бюджет и желаемый результат, и в идеале можно получить готовую рабочую стратегию. Сеошник может сделать примерный анализ, прикинуть, что нужно сделать и что откуда можно взять, чтобы достичь поставленного результата для этого проекта. Безусловно, для этого он должен будет опираться на весь свой предыдущий опыт, что и будет являться хорошим показателем. Желательно попросить соискателя детально ответить на следующие вопросы об обратных ссылках:

1. Какие нормальные?
2. Как тестировали?
3. Как замеряли эффективность?
4. Где искать ссылки, как договариваться, как ставить – весь процесс

К сожалению, большинство нынешних SEO-специалистов заказывают ссылки либо у индусов, либо на каких-то сторонних сервисах, либо в Sape, либо валят комментами и пресс-релизами, а по факту, при таком подходе, лишь доли процента проставленных ссылок нормально работает.

Поставив перед соискателем конкретную задачу и попросив обрисовать варианты ее решения, можно уже в первые 10-15 минут понять, разбирается ли человек в теме, понимает ли он, что делает, а также подходит он для работы в вашей компании или нет.

Что ищем?

Почему нужно отталкиваться от задачи? Есть три основных типа сеошника, которые требуются:

• в штат SEO-компании
• в штат продуктовой компании
• в штат интернет-магазина/любой другой компании

Выше всего требования к сошникам, которые требуются в SEO-компании. Тут и самим соискателям важно понимать, что им потребуется потратить много времени и сил на адаптацию, потому что одно дело вести два-три проекта, и совсем другое, когда этих проектов десятки и все нужно делать четко и в сжатые сроки, в плотной связке с остальными специалистами.

В штат SEO-компании обычно требуется:

1. Линкбилдер
2. Аутричер
3. Семантик
4. Junior
5. Middle
6. Senior SEO

Безусловно, все зависит от штата компании, в большинстве случаев один человек может совмещать в себе несколько из перечисленных позиций, к примеру, линкбилдер может быть и аутричером, а Middle заниматься одновременно и семантикой.

В штат продуктовой компании обычно требуется все тоже самое, или просто Middle/Senior SEO. Здесь есть своя специфика – проектов меньше, на них есть больше времени, но и требования к процессу построения ссылок более высокие.

В штат интернет-магазина/компании обычно требуется один сеошник, который по максимуму будет уделять все свое время продвижению этого конкретного интернет-магазина или сайта. В этом есть как свои плюсы, так и свои минусы. Самый существенный минус заключается в том, что такого специалиста некому проверять. Некому контролировать эффективность его действий, согласно стратегии и некому оценивать результативность. Обычно проверяют работу таких сеошников директора по маркетингу, которые сами не очень владеют предметом и не могут разобраться, насколько все адекватно.

Как найти?

1. Помощь того, кто разбирается (берем толкового сеошника на собеседование)
2. Ставим конкретную задачу
3. Слушаем, как соискатель может ее реализовать
4. Вникаем в детали, во все, что можно
5. Самое важное слово – КАК (с помощью этого слова можно добраться до деталей каждого процесса)

Как найти нормального сеошника людям, которые «не шарят»?

1. Никак
2. Детально прописывать процесс: вопросы, ответы
3. Все равно на собеседовании должен присутствовать тот, кому этот оптимизатор нужен, и тот, кто хорошо разбирается в SEO (лучше этот процесс никому не делегировать)

Нюансы

Есть несколько идей, как отобрать из соискателей нормального сеошника:

1. Делать тест Day/Week
2. Наблюдать за человеком
3. Сразу дать реальную задачу
4. Если видно, что не подходит, лучше сразу прощаться, а не пытаться изменить
5. Детально проговаривать условия тестов, чтобы было все честно

Печальная действительность заключается в том, что из 100 собеседований обычно один толковый оптимизатор может прийти. Остальные уже либо делают свои проекты, либо работают в каких-то продуктовых компаниях и неплохо себя чувствуют. Нужно быть готовыми потратить на поиск хорошего специалиста большое количество времени. Если говорить про англоязычный сегмент, то большинство соискателей даже близко не понимают, как тут все должно быть, ситуация по рунету и уанету, конечно, немного другая.

Если растить специалистов внутри команды, то на это требуется полгода-год. Только за такой срок человек сможет нормально прокачаться, научиться принимать верные решения и решать сложные задачи без чьего-то чуткого руководства. Опять же есть большой риск, что через этот год, выращенный вами специалист может уйти туда, где на порядок больше платят и заставляют меньше работать.

Оксана Мамчуева
Журналист, новостной редактор, работает на сайте с 2009 года. Специализация: интернет-маркетинг, SEO, поисковые системы, обзоры профильных мероприятий, отраслевые новости рунета.

17
Прокомментировать

avatar
3 Цепочка комментария
14 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
11 Авторы комментариев
Impera CMSAndreyВладимир ДорошевMark SaabovPol Anderson Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Евгений Летов
Гость
Евгений Летов

Что такое SILO?

Oxana Mamchueva
Гость
Oxana Mamchueva

Silo-архитектура – инновационная методика проектирования структуры сайтов на основе семантических взаимосвязей. Поиск в помощь)

Arpjke
Гость
Arpjke

Правильно ли я понимаю, что построение грамотного сайта с грамотной структурой теперь называется Silo-архитектура! Ну офигеть теперь.

Евгений Летов
Гость
Евгений Летов
Oxana Mamchueva
Гость
Oxana Mamchueva

Мне кажется, докладчик лишь имел в виду, что этот термин сеошнику не мешало бы знать)

Александр
Гость
Александр

бесполезный термин, знание от которого ничего не даст)
в общем, много спорных моментов и у многих свой подход.

Andrey
Гость

Чтобы найти хорошего SEO-специалиста, нужен второй хороший SEO-специалист для проведения собеседования, а не чек-лист 🙂

Impera CMS
Гость

И ещё проверять SEO-специалиста на причастность к фирмочкам, дающим за год своей работы вот такой пустой результат, как показано здесь — http://imperacms.ru/blog/seo/illustrative-seo-results — наглядный пример результата SEO продвижения силами якобы крутой фирмы.

http://imperacms.ru/files/images/news/illustrative-seo-results_74_1_37120893.png

А если этот специалист оказался работником такой фирмы, гнать его в шею.

Andrey
Гость

Я работал в этой кампании SEO-специалистом, подход у них очень серьезный. Я вам массу проектов мог бы показать с отличной динамикой, но NDA и т.п. Приведу только график без обозначения проекта (это один из моих проектов, которые я вел): Поверьте, спецов там много, так же, как и факторов, влияющих на динамику роста проекта (скорость работы программиста и т.п.). Вы ничего этого не описали в своей статье. Согласен только на счет того, что 1 человек тянет много проектов. В идеале для спеца 5 проектов — это норма. Больше — уже начинаешь не успевать. Как по мне, компаниям лучше искать фрилансеров и… Подробнее »

Владимир Дорошев
Участник

Прямо в нокаут его! XD))

Impera CMS
Гость

Из 100 взятых проектов 100% попаданий в желаемый результат — вот что значит серьёзный подход. А когда раз через раз, это средняя результативность.

К тому же, клиент платит приличные деньги. Сомневаюсь, что его волнуют какие-то внутренние факторы в фирме seo-подрядчика, которые якобы мешают растить проект.

Andrey
Гость

Я говорю, что в вашей статье не приведено много факторов: 1.Выполнялись ли поставленные SEO-Специалистом задачи со стороны программистов. 2.Как быстро их выполняли (на практике есть такие, которые аудит выполняют в течении полу года, таких даже с первого этапа не выпускают, чтобы потом не ныли). 3.Безусловно, не забивает ли сам специалист на проект (при ведении более 10 проектов сложно отдаваться каждому из них). Именно по этому клиентам выгоднее работать на фрилансе, что рискованно (могут оленя попасть). 100% быть не может по вышеописанным пунктам. Да вы сами понимаете, что такое SEO. Возьмите проект клиента и покажите нам результат по нему. Сравните свой… Подробнее »

Impera CMS
Гость

В статье показана ситуация после внедрения, и этот проект — не единичный пример бесполезного сотрудничества. Факторы, ведущие к такому результату, обсуждались раз за разом:

http://imperacms.ru/blog/seo/bletcherous-seo-5 — как косяки исправляли
http://imperacms.ru/blog/seo/bletcherous-seo-4 — как HTTP-заголовки не видели
http://imperacms.ru/blog/seo/bletcherous-seo-3 — как 301-редиректы с потолка брали
http://imperacms.ru/blog/seo/bletcherous-seo-2 — как валюту в микроразметке переключали
http://imperacms.ru/blog/seo/bletcherous-seo-1 — как 2 карты сайта изобретали

А наибольшее влияние оказывает фактор, названный вами под номером 3 — менеджер проекта забивает на всё. Тогда внедренцам прилетает масса задач, выдуманных от балды, противоречащих друг другу. Ещё один тормозящий фактор — печальный уровень знаний работников подобных «маркетинговых агентств». Только так объяснимы факторы, обсуждавшиеся по указанным выше ссылкам.

Владимир Кумалагов
Гость
Владимир Кумалагов

Если в 2016 году сеошник оперирует понятиями «плотность» и «водянистость» — это скорее минус на мой взгляд

FluoroFish
Гость
FluoroFish

а если ссылки покупает, так вообще пропащий

Pol Anderson
Гость
Pol Anderson

aхааа ))))

Mark Saabov
Гость
Mark Saabov

Шутки шутками, но вон на Sape сколько народу закупается до сих пор, разными видами ссылок с ресурсов разного траста — и, видимо, для кого-то работает, раз клиентура там не помирает. В своей сфере (ритуальной) в Топ10 Яндекса до сих пор вижу сайты, получающие ссылки с таких ресурсов, мозранк которых, наверное, ушел в минус. И ничего, висят…