Как украинский бизнес использует Яндекс.Директ и Вконтакте

1878

Компания Promodo провела исследование среди украинских компаний, использующих российские рекламные сервисы. При помощи исследования специалисты Promodo попытались нарисовать картину использования этих сервисов и понять, как ограничение доступа к ним повлияет на украинский бизнес.

Исследование показало, что 77% украинских компаний используют хотя бы один из российских рекламных сервисов.

Для половины компаний самым эффективным из перечисленных сервисов является Яндекс.Директ:

При этом почти 24% компаний тратят на рекламу в Яндексе меньше 10% своего онлайн-бюджета, по 16% тратят 10%-20% и 20%-30% соответственно, 7% отдают Яндексу от 30% до 50% и менее 2% компаний тратят на рекламу в Яндексе от 50 до 70% денег, выделенных на рекламу в интернете.

Те компании, которые используют myTarget, в основном тратят на него менее 10% своего онлайн-бюджета, и только около 5% несут туда – от 10 до 20%.

Почти 43% украинских компаний рекламируются в социальной сети ВКонтакте, почти 29% из них тратят на это менее 10% рекламного бюджета и только 1% выделяет до 50%.

86% компаний не используют рекламу в Одноклассниках, из оставшихся 11% тратят на это менее 10% бюджета на продвижение онлайн.

Как известно, 15 мая указом президента Украины Петра Порошенко были введены санкции в отношении российских компаний и их украинских партнеров. Более десятка из них связаны с IT: Яндекс, Mail.ru, Доктор Веб и т.д. В этот же санкционный список попали и несколько дистрибуторов продукции «1C», а также социальные сети ВКонтакте и Одноклассники.

18 мая счета компании Яндекс.Украина были заблокированы, в связи с чем Яндекс.Директ отключил возможность создания новых аккаунтов для Украины, а также возможность оплаты счетов в гривне.

В связи с произошедшим, 40% украинских компаний планируют перенести рекламный бюджет из Яндекс.Директа в Google AdWords:

37% украинских компаний планируют перенести рекламный бюджет из Вконтакте в Facebook:

Безусловно, нерешенными остается множество вопросов, которые возникли у украинских компаний, которые использовали российские рекламные инструменты, в том числе связанные с продолжением работы при условии обхода блокировки. Ведь непонятно, как будет работать реклама и таргетинг при использовании VPN и можно ли продолжать пользоваться услугами от Яндекса, а также есть ли альтернатива заблокированным ресурсам?

Алексей Васюткин, руководитель отдела платными каналами трафика в Promodo:

«Большая часть рынков уже работает в связке Facebook + Google. Украина, Россия, Китай — скорее исключение в плане доли распределения между Google + Facebook и других каналов.

На перестройку инфраструктуры рынка, перераспределение доли бюджетов и подходов к размещению, обучения инхаус команд и команд на стороне агентств уйдет какое-то время. Пока это будет происходить, будет страдать рекламодатель — некоторое время размещения будут не такими эффективными, как раньше.

С точки зрения агрегации рынка в «единое окно», это шанс для компании Google быстрее интегрировать технологии programmatic закупки через Double Click и захватить еще большую долю рекламного рынка.

Ценность остальных рекламных площадок тоже резко снизится.  Потому что покупать аудиторию в одном месте гораздо удобнее. То теперь без mail.ru (а там была немалая часть именно охватных размещений), и Yandex + VK, ситуация изменится на Google + FB и «остальное». И это «остальное» рано или поздно вынуждено будет подключиться в общий стек площадок, так как они не Facebook – который на данный момент фактически отказывается это делать. Это повлияет и на структуру и формат работы сейлз хаусов в Украине.

Рассматривая падение доли Yandex, все забывают еще и про вторую часть – это партнеры по размещению. Яндекс это не только поиск, это еще и тысячи партнеров в рекламной сети Яндекса (аналог Google Display Network). И здесь возникает вопрос, сможет ли Яндекс оперативно предоставить им удобный биллинг и конкурентные условия, или многие из этих площадок перейдут в Google AdSense и другие сети. По моим наблюдениям доля площадок в рекламной сети сейчас падает в 3-4 раз быстрее, чем сама доля поиска — вебмастера пытаются найти альтернативы монетизации своего контента. И самый распространенный — это снова же Google AdSence.

Подводя итоги. Рекламодателям потребуется некоторое время, чтобы перестроится. Выход для рекламодателей, которые большую часть продаж получали из mail.ru и Вконтакте — найти эту аудиторию в Facebook.

Оценить влияние блокировки этих сайтов в долгосрочной перспективе сложно. Да и бессмысленно — технологии дарят нам новые инструменты, такие как smart TV, instagram, мессенджеры, VR, AI и влияют на глобальный рынок и модели потребления значительно быстрее. А менее сложная структура рынка Украины даст возможность новым рекламным технологиям влиять еще сильнее и быстрее».

 

 

Журналист, новостной редактор, работает на сайте с 2009 года. Специализация: интернет-маркетинг, SEO, поисковые системы, обзоры профильных мероприятий, отраслевые новости рунета. Языки: румынский, испанский. Кредо: Арфы нет, возьмите бубен.