Как руководство «Живого Журнала» уничтожает независимость блогеров

Скорее всего, в ближайшем будущем руководство «Живого Журнала» заработает приличные деньги и порадует собственника блогоплатформы. Остается сожалеть, что деньги вынудили это самое руководство организовать беспрецедентный по своей задумке захват авторского контента в Рунете без какой-либо компенсации многим тысячам блогеров, отдавшим «ЖЖ» часть своей жизни.

Автор: Андрей Шаккар, основатель и генеральный директор digital-агентства «Buzzcraft»

Блогосфера замерла. 26 мая 2016 года войдет в историю российской блогосферы, как дата, когда независимых блогеров «Живого Журнала» руководство платформы во главе с Василием Гулиным превратило в бесплатных поставщиков авторского контента, полностью зависимых от редакции проекта. Теперь редакторы могут заимствовать любой материал любого блогера, править его по собственному усмотрению и заполнять им новые рубрики на главной странице. Блогеру оставили право гордиться собой и небольшое упоминание авторства в конце статьи.

Подмена записей блогеров журналистскими публикациями или редакторскими компиляциями была реализована в несколько основных этапов.

Отказ руководства опубликовать официальные правила попадания материалов блогеров в рейтинг записей «Живого Журнала». Главную «ЖЖ» ежедневно посещают около 450 000 пользователей. Это основной социальный лифт платформы для новичков. Создав уникальный авторский материал и пройдя проверку его на соответствие правилам «ЖЖ», новичок получал право получить часть из этого 450-тысячного трафика для формирования своей читательской аудитории. Официально заявлялось, что суточный топ записей формируется исключительно по среднечасовой активности пользователей «ЖЖ», читающих пост автора.

Но были и остаются в «ЖЖ» блогеры, которые практически всегда и с любым постом попадали в суточный рейтинг записей. Такие блогеры занимали не менее 40% всех мест в рейтинге, стабильно распределяя между собой ту самую ежедневную аудиторию в 450 000 пользователей. Основная доля этих пользователей – блогеры, сумевшие набрать подписную базу пользователей «ЖЖ» еще во времена нулевой конкуренции.

Например, у лидера рейтинга блогеров «ЖЖ» Ильи Варламова более 60 000 подписчиков обновления его блога. Логично предположить, что среднечасовая активность его читателей будет всегда выше, чем активность читателей блогера-новичка с 300 подписчиками в активе. То есть, около 50-70 блогеров автоматически получали право быть в топе записей «при любой погоде». Руководство «ЖЖ» могло в течение суток исправить такое несправедливое положение дел, если бы отменило влияние активностей подписчиков на ранжирование записи в топе! Но никто из топ-менеджеров «Живого Журнала» об этом даже не подумал.

Соответственно, блогеры повышали активность пользователей в своих записях методом создания провоцирующих заголовков, анонсов, самих постов. Это значительно повысило уровень «желтизны» на главной «ЖЖ». Но вместо внимательного разбора ситуации, руководство журнала принялось наказывать новичков, не пропуская их материалы в эфир. И не публикуя правил модерирования записей «ЖЖ», ссылаясь на то, что пользователи все равно найдут способы их обойти.

Руководство «ЖЖ» не открывает никаких правил для блогеров, чтобы те не знали, чем руководствуются редакторы при модерировании постов. Источник

Вывод один: руководство «ЖЖ» намеренно добивалось полнейшего беспорядка на главной, хотя могло устранить его одним только решением отменить влияние активностей подписчиков на ранжирование записей в топе.

Практически полный отказ от модерирования записей на главной обострил ситуацию. В начале весны, вместо развития точной формулы ранжирования на главной странице «ЖЖ» и создания равных возможностей в распределении социальных лифтов для блогеров, руководство принимает абсолютно непонятное решение: значительно упростить модерирование записей для пользователей. Если до этого низкосортный контент попадал на главную, в том числе из-за несправедливой формулы ранжирования, после нововведения главная «ЖЖ» наполнилась фактически копипастом с разных развлекательных ресурсов Рунета.

В борьбе за возможность получить читательскую аудиторию блогеры-новички забросали «ЖЖ» низкосортным контентом, сформировав основную предпосылку к введению дальнейшей цензуры в «ЖЖ» – борьба с низкосортным контентом на главной.

Отсутствие у журналистов реального видения развития техно-площадки. Журналисты, всю жизнь проработавшие в бюрократических СМИ, видят развитие контент-проекта исключительно как системы «руководитель-подчиненный», в данном случае «редактор-блогер». Наличие тысяч независимых блогеров, способных самостоятельно формировать собственную контент-политику, абсолютно неудобно для централизованной манипуляции со стороны редакторов.

Журналисты команды Василия Гулина не смогли или не захотели пойти путем совершенствования формулы ранжирования. Полный контроль контента на главной и распределение социальных лифтов в ручном режиме – привычная для журналистов модель работы, копирующая модель отношений в бюрократических СМИ.

Как блогеров «ЖЖ» лишили возможности независимо развиваться на платформе

Смена концепции главной страницы «Живого Журнала». Теперь главная «ЖЖ» – не контент-лента, формируемая активностью пользователей «ЖЖ», а практически на 100% контролируемый редакторский проект, который выглядит, как обычное сетевое СМИ. Василий Гулин отменяет шансы блогеров на самостоятельный рост в рамках «ЖЖ».

Теперь «ЖЖ» - обычное информационно-развлекательное СМИ с штатными авторами и подконтрольными блогерами. Источник

Теперь основной контент главной страницы – редакторские материалы, полностью написанные журналистами по заданию редакции или состоящие из копипаста либо компиляции авторских материалов блогеров. То есть, редакторы самостоятельно берут любые материалы любых блогеров и делают из них компиляцию, которую публикуют уже в оболочке журнала (не личных блогах авторов). В качестве компенсации, блогеров все-таки упоминают в статье и даже проставляют кнопку «Добавить в друзья».

Команда журналистов и редакторов LJ_Media теперь один из основных авторов «ЖЖ», полностью контролируемых руководством. Влияние пользователей на формирование главной «ЖЖ» отключено. Источник

Блогеров лишили возможности иметь индивидуальность. Редакторские материалы «ЖЖ» на главной странице скрывают имена пользователей, у которых заимствован контент: имена можно увидеть, только пройдя на страницу записи. Фактически, блогеров полностью лишают права на индивидуальное оформление своих постов, а также трансляцию постов в стиле своего блога новой аудитории. Из ярких личностей блогерам предлагают превратиться в скромные имена авторов под редакторскими публикациями.

С главной пользователь уходит в раздел журнала ЖЖ, а не своего блога. Авторство скромно отмечают небольшой ссылкой. Блогерский контент изъят из их блогом и помещен в оболочку нового ЖЖ-журнала. Источник

Под сомнением коммерческая судьба блогеров в «ЖЖ». Блогер успешен исключительно за счет узнаваемости своего имени, внешности, стиля письма. Развитие блогера – это развитие его медийности и постройка личного бренда. Обрезав блогерам возможность развивать свою индивидуальность, руководство «ЖЖ» снижает и их шансы на коммерческий успех как лидеров мнений. Учитывая стоимость качественного авторского контента, логично предположить, что многие блогеры завершат свою блогерскую деятельность или сменят платформу. Редакторов «ЖЖ» это не беспокоит, текущего запаса архивных записей достаточно для формирования редакторских публикаций на несколько лет либо полной замены блогерских записей статьями подконтрольных редакции журналистов из штата «ЖЖ».

При детальном рассмотрении становится понятным, что «ЖЖ» ждет масштабная монетизация рекламой за счет пользовательского контента блогеров. Источник

Фактически, Василий Гулин и его команда в одностороннем порядке превратили основной социальный лифт независимых блогеров в «ЖЖ» – главную страницу – в информационно-развлекательное СМИ, а блогеров использовали как источник бесплатного контента на абсолютно невыгодных для самих блогеров условиях. При этом компиляция материалов блогеров позволяет журналистам-редакторам «ЖЖ» не регистрироваться в качестве СМИ, поскольку каждый из редакторских материалов является лишь цитатой отдельно взятого блогера или нескольких блогеров.

Во всей этой ситуации не пострадают лишь лояльные к руководству «ЖЖ» блогеры, которые и так, за счет неточности формулы ранжирования, многие годы распределяли между собой основной ресурс роста – трафик главной страницы. Их подписная база позволит и сейчас получать достаточное количество трафика на любые материалы своих блогов.

Все остальные блогеры вынуждены констатировать факт: их использовали. Как бесконечный источник уникального авторского контента на безвозмездной основе. Использовали журналисты, которые точно знают, как продавать статьи на ресурсе, где редактор – абсолютный хозяин положения.

Скорее всего, в ближайшем будущем руководство «Живого Журнала» заработает приличные деньги и порадует собственника блогоплатформы. Остается сожалеть, что деньги вынудили это самое руководство организовать беспрецедентный по своей задумке захват авторского контента в Рунете без какой-либо компенсации многим тысячам блогеров, отдавшим «ЖЖ» часть своей жизни.

Деньги победили здравый смысл. Но стоит заметить, что договариваться с редакторами кому-либо станет намного проще, чем с миллионами пользователей «ЖЖ», которые формировали топ записей на главной «ЖЖ» ранее.

preview Яндекс экспериментирует с оформлением объявлений Директа в поисковой выдаче

Яндекс экспериментирует с оформлением объявлений Директа в поисковой выдаче

Яндекс тестирует новый способ представления объявлений Яндекс.Директа в поисковой выдаче, где рекламные объявления практически неотличимы от остальных результатов поиска
preview Google анонсировал ряд изменений в спецификациях фидов товаров

Google анонсировал ряд изменений в спецификациях фидов товаров

Google анонсировал ряд изменений в спецификациях фидов товаров в сервисе Google Покупки. Все они призваны улучшить опыт пользователей, ищущих товары в интернете
preview Facebook закрывает биржу видеорекламы LiveRail

Facebook закрывает биржу видеорекламы LiveRail

Facebook закрывает биржу видеорекламы LiveRail, приобретённую в 2014 году. Об этом сообщает ReCode со ссылкой на свои источники

Facebook расширил охват Audience Network

Facebook расширил охват мобильной рекламной сети Audience Network

MoPub поможет издателям выбрать эффективные рекламные сети

Специалисты рекламной биржи MoPub подготовили отчёт, который призван помочь издателям выбрать наиболее эффективные рекламные сети для сотрудничества
preview Mail.Ru Group совместно с группой компаний Publicis запускает Programmatic Creative Platform

Mail.Ru Group совместно с группой компаний Publicis запускает Programmatic Creative Platform

Mail.Ru Group, в рамках стратегического партнерства c группой компаний Publicis, объявила о запуске Programmatic Creative Platform