Как Яндекс заработает свой следующий миллиард?

Похоже, успехи российских интернет-компаний, в частности корпорации Яндекс, всерьез заинтересовали резидентов Силиконовой Долины. Так, на прошлой неделе российский офис Яндекса посетила главный редактор PandoDaily Сара Лейси (Sarah Lacy). В рамках своего визита  представительница западной прессы провела масштабное интервью с генеральным директором компании Аркадием Воложем.

Сразу оговоримся, что г-жа Лейси была поражена комфортабельностью офисов, политикой нематериальной мотивации в отношении сотрудников, энтузиазмом команды Яндекса, а также стилем руководства Аркадия Воложа, который сегодня демонстрирует лучшие западные стандарты управления корпорацией. Теперь обо всем по порядку.

По мнению Сары Лейси, а также ряда западных аналитиков отрасли, основными игроками интернет-рынка во всем мире являются: Google, eBay, Amazon, Yahoo и Facebook. В большинстве стран доля поиска Google колеблется от 60 до 90%. Исключение составляют лишь рынки Китая (там существуют свои крупные игроки, такие как: Baidu, Alibaba и Tencent) и России (здесь ведущие игроки – Яндекс и Mail.ru). Так, например, ожидаемые доходы Яндекса в 2012 году должны существенно превысить 1 млрд. долл. США, при этом компания планирует расширяться за пределы России, а ее генеральный директор Аркадий Волож – не скрывает от мировой общественности весьма серьезных амбиций. По мнению г-жи Лейси успех Яндекса за пределами России во многом может зависть от того, будут ли интернет-корпорации осваиваемых им рынков разрабатывать собственные поисковики. Если в ближайшее время этого не случится, то успех российской компании за пределами родной страны вполне вероятен.

Однако, прежде, чем рассуждать о будущем, обратимся к истории компании: Яндекс был основан в 1997 году — еще до появления Google и за три года добился лидирующих позиций на рынке российского поиска. Отчасти успех Яндекса, как и Google, был обусловлен использованием, так называемой, агрессивной стратегии. Так, например, Аркадий Волож активно «переманивал» в свою команду всех технически одаренных специалистов, которых только мог отыскать. Например, когда Yahoo приняла решение уволить основной костяк Inktomi, Яндекс пригласил экс-сотрудников команды в свой офис в Пало-Альто и предложил заняться инновационными разработками. К тому же, в отличие от китайского Baidu, российская компания сосредоточилась на индексации ресурсов веба в целом, а не только Рунета – это также стало ключом к успеху Яндекса. Несмотря на то, что сегодня известны 6 крупнейших мировых поисковиков — только три игрока поискового рынка занимаются глобальной индексацией — это Google, Bing, и Яндекс.

В интервью с Сарой Лейси Аркадий Волож вспомнил один забавный момент: еще на стадии становления веб-поиска, генеральный директор Яндекса встречался с основателями Google Ларри Пейджем (Larry Page) и Сергеем Брином (Sergey Brin). Тогда беседа сводилась к обсуждению возможного партнерства с целью последующего создания «консорциума лидеров мирового веб-поиска». Однако позже представители Google решили, что не намерены делиться с конкурентами своим лидерством. «Это было очень наивно с нашей стороны», — комментирует свой рассказ Аркадий Волож.

В результате Яндекс начал развиваться на рынке России, активно расширяя свои сервисы (появились Яндекс.Деньги, Яндекс.Музыка, Яндекс.Почта, Яндекс.Карты и многое другое). Яндекс также разработал несколько инновационных технологий, позволяющих использовать мобильные устройства пользователей с целью передачи данных о состоянии на дорогах в режиме реального времени.

Однако в последнее время политика Яндекса постепенно смещается в сторону выхода за пределы России. Сегодня на рынках, где наблюдается здоровая конкуренция, лидеру традиционно принадлежит 60% отрасли, второе место имеет игрок с 30% долей рынка, а всем остальным принадлежит 10% отрасли. В настоящее время лидером большинства рыков, как правило, является Google с долей в 90%. Однако рынок любит здоровую конкуренцию – то есть, когда присутствуют и другие достойные игроки. Основываясь на подобных фактах, Аркадий Волож намерен агрессивно развивать Яндекс в тех странах, где наблюдается достаточно большое количество локального веб-контента, и сделать российский поисковик игроком номер 2 с долей рынка в 30%. По мнению западных аналитиков, это вполне реально, ведь позиции Bing и Yahoo сегодня слишком слабы, чтобы противостоять новым сильным игрокам.

Первым подобным опытом Яндекса стал эксперимент с запуском поиска в Турции около полугода назад. По словам самого г-на Воложа выбор данного рынка был обусловлен тем, что сегодня интернет-аудитория страны составляет более 35 млн. пользователей; к тому же он является одним из самых быстрорастущих на планете. Безусловно, на данном рынке уже активно присутствует Google, но с другой стороны, 90% контента турецкого интернет-рынка является локальным. Не требуется также значительных инвестиций в разработку местных геолокационных сервисов, карт и т.п. Существенно проще, чем в России обстоят дела с защитой авторских прав. Вот почему Аркадий Волож уверен, что достигнуть позиции игрока номер 2 на рынке Турции вполне реально, при условии, что поиск Яндекса удовлетворит требованиям аудитории этой страны.

Безусловно, выход на сторонние рынки не так прост, как кажется — он требует существенных инвестиций и времени, однако, предоставляя пользователям более качественную, чем у Google выдачу и сервисы, Яндекс может набрать позиции на рынке Азии (за исключением Китая), Европы, Африки и Южной Америки. «Существуют десятки рынков по всему миру, очень похожих на рынок Турции», — заявляет Аркадий Волож, не вдаваясь в подробности.

Безусловно, в ближайшее время Яндекс продолжит развиваться и на российском рынке, не уступая своих позиций Google. «Google инвестирует десятки миллионов долларов в русскоязычную телевизионную рекламу. Сегодня у Google даже больше проплаченного рекламного эфирного времени, чем у Coca-Cola», — комментирует политику западного интернет-гиганта в России генеральный директор Яндекса.

Завершая статью, посвященную деятельности крупнейшего российского поисковика, Сара Лейси делает вывод о том, что сегодня пользователи ряда рынков были бы готовы принять Яндекс только потому, что порядком устали от «засилья американских корпораций». Однако, как признанный эксперт зарубежного рынка поиска, она не рекомендовала бы Яндексу выходить на Восток и позиционировать себя там в качестве ближайшей альтернативы Google – на этом рынке уже есть свой конкурент Baidu, который в настоящий момент активно исследует свои возможности на Ближнем Востоке.

Редактор-переводчик портала Searchengines.ru, работает на сайте с 2010 года. Специализируется на западном интернет-маркетинге, новостях социальных сетей и поисковых систем. Постоянно принимает участие в профильных семинарах и конференциях в качестве журналиста-обозревателя. Языки: английский, французский.