Мэтт Каттс о Google, спаме и SEO-сообществе

На днях Брайан Маккалоу, автор и ведущий подкаста по истории интернета, опубликовал интервью с бывшим главой команды по борьбе с веб-спамом Google Мэттом Каттсом.

Барри Шварц из Search Engine Roundtable подготовил краткий конспект интервью. Основные пункты:

  • Когда Каттс впервые обнаружил спам в Google

Мэтт рассказал, что Сергей Брин выступил на конференции, посвящённой поисковому маркетингу, где заявил, что в Google нет спама. Примерно в то же время Мэтт разработал классификатор для порно и использовал PageRank как способ отфильтровать плохие сайты. При этом он заметил, что один сайт занимал высокие позиции в Google, хотя не должен был. Владельцы этого сайта использовали истёкшие домены с большим количеством качественных ссылок, чтобы спамить Google. Увидев это, Каттс понял, что спамить Google можно.

  • Отношение руководства Google к информации о спаме

Каттс поделился своими наблюдениями с основателями Google – Сергеем Брином и Ларри Пейджем. Однако они настаивали, что у Google нет проблем со спамом. На тот момент они утверждали, что если 8 из 10 результатов поиска по запросу [античное стекло] относятся к одной компании, то да, нужно принимать меры. Однако во всех остальных случаях ничего предпринимать не нужно. По словам Каттса, в тот период ему было очень сложно работать. Он пытался донести важность проблемы веб-спама до основателей, а они не считали это проблемой.

  • Когда поменялось отношение к веб-спаму в Google

Мэтт был вынужден отступить и подождать, пока ситуация со спамом не ухудшится. В 2004 году был запущен Orkut (прекратившая работу социальная сеть Google). В тот период Ларри Пейдж активно читал Slashdot (англоязычный новостной сайт, специализирующийся на технических темах), а там практически все критиковали компанию за запуск странной социальной сети в то время, когда у неё серьёзные проблемы с результатами поиска. Тогда всё изменилось. И это был примерно 2005 год.

  • Как Каттс стал главой команды по борьбе с веб-спамом

Поскольку Каттс занимался проблемой веб-спама раньше, его попросил возглавить команду, которая будет с ним бороться. Эта команда существовала с 2001 года и состояла из примерно 8 человек. Изначально они занимались качеством поиска, т.е. не только спамом, но и вопросами скорости и т.д. Мэтт сосредоточился именно на спаме. Инженеры этого подразделения могли менять любую часть алгоритма.

  • Работа с SEO-сообществом

Мэтт активно участвовал в обсуждениях на форуме WebmasterWorld, ездил на конференции и использовал полученную обратную связь для улучшения алгоритма. В Google поняли, что SEO – это не только использование запрещённых тактик, попытки манипулировать результатами поиска и покупка ссылок. Поисковой оптимизацией занимались по большей части небольшие компании, которые хотели улучшить свой бизнес.

  • Как Каттс стал интернет-знаменитостью

Примерно в 2005 году Мэтт начал вести свой блог. Затем он начал снимать видео для вебмастеров. Иногда их количество достигало 20 в день. Люди узнали, кто такой Мэтт Каттс и как он выглядит. Его начали узнавать. Впервые это произошло в одном из аэропортов в Индии. Тогда он понял, что ему нужно привлекать к этой работе и других людей.

  • Как Каттс справлялся с нападками со стороны вебмастеров

В SEO-сообществе Каттса уважали, но ситуации бывали разные. Мэтт признался, что 2-3 раза ему угрожали смертью. Но это были единичные случаи. В целом он старался уважительно относиться ко всем и видел то же отношение в ответ.

  • Машинное обучение в работе Google

Используется ли в работе поисковой системы машинное обучение и в каком объёме? По мнению Каттса, сейчас в работе Google машинное обучение используется довольно широко. Однако Амит Сингхал (бывший глава по поиску Google) говорил, что если позволить нейросетям делать всё, то при появлении плохих результатов нельзя будет узнать, в чём причина. Поэтому важно разделение на отдельные блоки и очень важно участие человека. Использование машинного обучения в этих блоках может быть полезным, но не во всём алгоритме.

Каттс отметил, что после его ухода в Google, скорее всего, стали ещё больше использовать машинное обучение. Однако на тот момент, когда он работал в компании, было важно, чтобы человек мог определить, что пошло не так.

Что касается первичного алгоритма PageRank, запатентованного Пейджем и Брином, то основная цель этой модели по-прежнему актуальна. Сам же алгоритм, скорее всего, претерпел значительные изменения.

  • Отход от SEO-сообщества

Каттс рассказал, что отписался практически от всех SEO-специалистов в Twitter и заменил их на комедиантов. Он отметил, что какая-то часть его мозга по-прежнему интересуется поиском, но сейчас для него более актуальны другие вопросы. "Лицом поиска" теперь в какой-то мере является Дэнни Салливан. По словам Мэтта, для Google важно понимать, что им необходимо слышать внешний мир.

Прослушать интервью целиком можно на YouTube:

https://youtu.be/hF1undL_Gds

Напомним, что Мэтт Каттс работал в Google с 2000 года. В июле 2014 года он ушёл в бессрочный отпуск, а в июне 2016-го сообщил о своём решении временно покинуть компанию, чтобы присоединиться к команде недавно созданного подразделения Министерства обороны США – Defense Digital Service.

Предполагалось, что работа в Пентагоне будет временной. Однако она стала постоянной, и в январе 2017 года Мэтт Каттс официально объявил о своём уходе из Google.

preview Google представил reCAPTCHA v3

Google представил reCAPTCHA v3

Google представил новую версию системы защиты от роботов reCAPTCHA (Completely Automated Public Turing test to tell Computers and Humans Apart
preview Яндекс расширяет сниппеты дополнительным контентом

Яндекс расширяет сниппеты дополнительным контентом

Команда Яндекс Поиска сообщила о расширении навигационного ответа (который показывается тогда, когда с высокой долей вероятности можно определить, что по запросу пользователь...
preview Google показывает два блока с ответами по одному запросу

Google показывает два блока с ответами по одному запросу

Англоязычные пользователи заметили, что Google может показывать два блока с ответами (featured snippets) по одному запросу
preview Google запустил новый дизайн для результатов поиска по отелям

Google запустил новый дизайн для результатов поиска по отелям

После нескольких месяцев тестирования Google запустил новый дизайн для результатов поиска по отелям...
preview Алиса удвоила дневную аудиторию мобильного поиска Яндекса

Алиса удвоила дневную аудиторию мобильного поиска Яндекса

В России доля поисковых запросов к Яндексу на устройствах на базе Android составила в третьем квартале 2018 года 49,1%, тогда как во втором квартале 2018 года она составляла...
preview На главной Google для мобильных появилась лента рекомендаций

На главной Google для мобильных появилась лента рекомендаций

На главной странице Google для мобильных появилась лента рекомендаций Google Discover