Участники российского рынка больших данных разработали кодекс саморегулирования

Институт развития интернета (ИРИ) и Ассоциация больших данных (АБД; объединяет Яндекс, Mail.ru Group, Сбербанк, Газпромбанк, МегаФон, Ростелеком и др.) подготовили проект кодекса этики использования данных, который должен стать основой саморегулирования на рынке. Сейчас идет внутреннее согласование, текст будет доработан и представлен для экспертного и общественного обсуждения осенью.

По оценке АБД, российский рынок больших данных сейчас составляет 10–30 млрд руб. в год, а к 2024 году достигнет 300 млрд рублей.

Сергей Петров, генеральный директор ИРИ:

«Дальнейшее накопление данных, где за 60% появления новых будет отвечать бизнес, требует профессиональной регламентации. Необходимо учитывать не только законы рынка, но и права потребителей. Однако разработка единого закона на данном этапе может не оправдать ожиданий. У каждого вида данных своя специфика, которую трудно прописать языком юриспруденции».

Одним из основных принципов кодекса должно стать требование обязательной проверки компаниями возможности использования данных. При этом согласие на обработку персональных данных может быть получено в любой форме, в том числе дистанционно. Также добросовестной практикой признается использование данных для таргетированного маркетинга, если предложения позволяют потенциальному приобретателю «обеспечить оптимальный выбор товаров» и не являются «необоснованно навязчивыми».

Некоторые участники рынка считают, что кодекс о саморегулировании мало что изменит в действиях компаний относительно использования открытых данных пользователей:

«Если это не закон, то нам в принципе все равно, согласуются наши действия с кодексом или нет. Если пользователь сам открыто размещает о себе информацию, он должен понимать, что ее может использовать кто и как угодно», — считает основатель Superjob Алексей Захаров.

Другие, принимающие активное участие в разработке кодекса, считают, что кодекс этики является прежде всего индикатором наличия профессионального сообщества и его зрелости.

Павел Патрикеев, руководитель юридического отдела REG.RU:

«Строго говоря, если определять эффективность такого документа в критериях возможности привлекать к санкциям за нарушение содержащихся в нем правил, то в данном смысле он вряд ли может считаться эффективным, ведь такой документ не содержит обязательных для исполнения (императивных) норм. Однако специфика обращения огромного массива разнообразнейших данных в сети приводит к появлению комплексных и сложных вопросов. Как показывает мировая практика, регулирование подобных вопросов “сверху-вниз” не всегда приводит к устраивающим участников рынка результатам. Именно поэтому подобный кодекс имеет важное значение — он свидетельствует о готовности определенных участников рынка вступить в диалог до того, как в эту область проникнет рестриктивное государственное регулирование. По этой причине REG.RU также участвует в разработке вышеуказанного документа, так как, по нашему мнению, социально ответственный рынок должен предпринимать меры к формированию “джентельменских соглашений” до того как за него это сделает государство».

Поводом для предложений ввести регулирование в этой сфере стал конфликт ВКонтакте и стартапа Double Data, который использовал базу данных пользователей соцсети для оказания своих услуг.

ИСТОЧНИККоммерсант
Оксана Мамчуева
Журналист, новостной редактор, работает на сайте с 2009 года. Специализация: интернет-маркетинг, SEO, поисковые системы, обзоры профильных мероприятий, отраслевые новости рунета.

Прокомментировать

avatar
  Подписаться  
Уведомление о