Эта книга – хороший повод поспорить, призадуматься, а то и хорошо поработать. Вопреки распространенной практике создания мобильных версий сайтов на базе кастрированных до минимального функционала десктопных, Карен Макгрейв утверждает: пользователю мобильного интернета должен быть доступен в удобном виде любой контент основного сайта.
Под мобильными автор подразумевает любые нестационарные устройства с доступом в Сеть – сотовые телефоны, смартфоны, планшеты, ридеры, словом, все, что есть сейчас и может появиться в ближайшем будущем.
«Не бывает «настольного» контента, «мобильного» контента, «планшетного» контента, «почтового» контента и даже «печатного» контента. Это просто ваш контент», - заявляет Макгрейв, и дает рекомендации по разработке и внедрению мультиплатформенного контента.
Карен Макгрейв - вице-президент консалтинговой и венчурной компании Ignite Venture Partners; дизайном интерфейсов и контентной стратегией занимается с 1995 года. Карен руководила работой по заказам The New York Times, Conde Nast, Disney и Citibank, возглавляла команды информационных архитекторов, контент-стратегов и специалистов по исследованию поведения пользователей. Кстати, ее опыт управления нашел отражение в книге «Контентная стратегия для мобильных устройств»: отдельные главы посвящены способам убеждения руководства в необходимости внедрения адаптивного контента, изменениям в штатном расписании, распределении работ и информационной архитектуре в целом.
Карен Макгрейв – ярый противник «ветвления» сайтов. Хотя бы потому, что платформ множество, на каждой корректно не отобразишься. Есть, конечно, адаптивный дизайн, хотя он обходится дороже и писать его дольше. Однако и он не решает проблему трудозатрат на производство и своевременное – одновременное поддержание контента для каждой платформы.
Между тем, число людей, заходящих в Сеть с мобильных устройств, стремительно растет, а значит, растет круг вопросов, ответы на которые они ищут. Отчасти здесь могут помочь исследования поведения пользователей – анализ заходов с внешних поисковиков, внутреннего поиска, перенаправлений на основной сайт или главную страницу мобильного, но только отчасти. Не стоит гадать, что именно нужно мобильному пользователю, - «вы все равно ошибетесь», считает Карен. Нужно предоставлять мобильному пользователю весь контент «стационарного» сайта, очистив его от мусора.
Для реализации такой концепции автор предлагает жестко структурировать контент и пользоваться промышленными либо доработанными CMS, поддерживающими многоканальные публикации (у WordPress таких возможностей нет). Поля пользовательского интерфейса для автора/редактора контента должны предполагать заголовки различной длины для разных типов устройств, разные типы аннотаций и тизеров (для пользователей и для поисковых роботов они могут различаться). Возможны и другие блоки контента; по мнению автора, единого рецепта нет - для каждого предприятия они специфичны. Структурированный таким образом контент выдается в Сеть «легким движением руки» - одним кликом и одновременно. Кроме того, его легко искать и продавать. Он становится гибким, адаптивным: какую версию контента увидит пользователь, определит сервер – в зависимости от типа мобильного устройства, его ОС и браузера.
«Создавайте пакеты контента: гибкую систему элементов, пригодных для широкого спектра устройств, - рекомендует Макгрейв. - Продумайте такую организацию рабочего процесса, при которой контент можно будет применять повторно с минимальными усилиями. Это адаптивный контент: структурированный контент, изначально создаваемый как универсальный».
Макгрейв предлагает отделять форму от содержания – «красоты» от контента, не злоупотреблять цветом-курсивом в тексте и не передавать смысл визуальными средствами – на мобильных это может отобразиться совсем не так, как задумано. Особые проблемы – с изображениями и видео. Автор приводит список ресурсов – ссылок на возможные способы их решения. А еще… Макгрейв предлагает забыть о контексте.
В том, что ориентироваться на мобильных пользователей необходимо, Макгрейв убеждает статистикой: уже год назад треть американцев для выхода в Сеть пользовались исключительно мобильными телефонами, а по прогнозам International Data Corporation к 2015 году использовать для выхода в Сеть мобильные устройства будет больше половины американцев. В России картина несколько другая: в конце 2012 года только 4% пользователей выходили в Сеть исключительно с мобильных, всего же пользовались мобильным Инетом 40 млн. человек. Однако тенденция та же: продажи планшентов и смартфонов в России растут на 200-300% ежегодно и по прогнозу J’son & Partners Consulting к 2015 году суммарный мобильный трафик вырастет в 6 раз по сравнению с 2012 годом.
«Ваша миссия - доставить контент на все платформы, во всех форматах, в которых ваша аудитория готова его потреблять, - пишет Макрейв. Пользователи сами решат, как, когда и где они будут знакомиться с вашим контентом. Ваша задача - не разочаровать их».
Предлагаемая автором контентная стратегия для мобильных – непростой, недешевый, но вполне реальный путь решения этой задачи.
Карен Макгрейв пишет, что ее книга ориентирована на организации, уже имеющие увесистый багаж обычного веб-контента, которые намерены опубликовать его для мобильных устройств и платформ. Но, пожалуй, в большей степени она пригодится на этапе проектирования при запуске новых серьезных ресурсов.