22 августа Яндекс обновил поисковую формулу, встроив в нее алгоритм «Королёв», который работает на основе нейронных сетей. «Королёв» помогает поиску понимать запросы пользователей, заданные естественным языком. По данным поисковика, 40% запросов составляют именно уникальные, неповторяющиеся фразы, на которые раньше поиску трудно было найти ответы.

По утверждению компании, новый алгоритм использует нейронную сеть для определения семантических векторов документов, которые затем сохраняются в отдельном индексе и при ранжировании сравниваются с соответствующими векторами запроса пользователя. Кроме того алгоритм использует и пользовательские сигналы — на основе поведения пользователей после перехода с результатов поиска на страницы, снабженные системами интернет-статистики. Cистема также использует и сигналы пользовательских оценок, которые выставляют пользователи сервиса Яндекс.Толока.

Как введение нового алгоритма скажется на выдаче? – вот главный вопрос, который интересует сегодня SEO-специалистов и веб-мастеров, а точнее, как справедливо выразился Сергей Петренко: «как это отразится на планах на отпуск и размере премии?».

Оптимизаторам действительно при любом анонсе со стороны Яндекса свойственно начинать упражняться в прогнозах и гадать, как изменения в алгоритмах повлияют на позиции и, соответственно, трафик подшефных сайтов. Однако в этот раз все сошлись во мнении, что НИЧЕГО СТРАШНОГО.

Внимательно смотревшие трансляцию жители форума Searchengines.guru предположили, что нейронные сети ничего кардинально не изменят, и «Королёв» является своего рода реверансом в сторону информационных сайтов и видеосервисов от поисковика, в последнее время слишком углубившегося в коммерцию. Некоторые сочли масштабную презентацию всего лишь красивым PR-ходом, а настоящая причина заключается в падении доли поиска Яндекса:

«Известная истина в IT — чем больше маркетинга, пафоса и отвлекания внимания от самой сути, тем меньше технологий в новой технологии.
Обратите внимание: в презентации не было ни одного примера по улучшению поиска «как было» и «как стало». Только пространные рассуждения о проблемах поисковых систем и о том, что они обрабатывают теперь не 150 первых результатов поиска, а 200 тысяч. На кой это надо, если 95% кликов приходится на первую страницу?».

Алексей Бойков, ведущий аналитик Venta reSearch Lab, также считает, что презентация была ориентирована больше на акционеров компании, нежели на вебмастеров:

«Искусственный интеллект, нейронные сети, блокчейн – важные стратегические векторы развития любой крупной технологической компании. Не случайно директор по маркетингу Яндекса Андрей Себрант уже давно выступает евангелистом машинного обучения. Яндекс явно обозначает этот тренд в стратегии своего развития, в том числе в поиске, демонстрируя его своим акционерам. Думаю, прошедшая презентация алгоритма «Королёв» ориентирована прежде всего на них, потому что она была одной из самых помпезных за всю историю – планетарий, прямое включение с МКС, грандиозные аналогии с космическим прорывом.

Для нас же тут открылось мало что нового. Похожий алгоритм «Палех» был анонсирован еще в прошлом году, и он же лег в основу нового алгоритма. «Королёв» отличается тем, что работает не только с заголовками, но и со всеми текстами, а также, благодаря хранению предвычисленных семантических векторов в поисковой базе, распространяется на гораздо большее количество документов в выдаче. За счет того, что алгоритму не приходится каждый раз вычислять семантический вектор, Яндексу удалось сэкономить вычислительные мощности.

Однако включение алгоритма на весь объем поисковых запросов и документов все равно создаст огромную нагрузку на сервера Яндекса, поэтому, вероятно, будет распространяться не на все тематики, а преимущественно на информационные, для обработки уникальных запросов. В коммерческих тематиках, и e-commerce в частности, нас вряд ли ждут существенные изменения в ближайшее время. Запросы здесь менее вариативны, кроме того, достаточно много сильных факторов ранжирования, помимо текстовой релевантности: ассортимент товаров, разнообразие способов оплаты и доставки и другие коммерческие факторы.

Поэтому в целом можно сказать, что новый алгоритм продолжает тренд на снижение возможностей манипуляции текстовыми факторами (Палех – Баден-Баден – Королёв). Будет сжиматься рынок дешевого копирайтинга по ключам. Пользователи от этого точно выиграют, потому что хорошее SEO будет выходить за пределы оптимизации сайта «для роботов» и будет больше проникать в бизнес – это работа над структурой и удобством сайта, создание полезного контента (качественные фотографии и видеообзоры товаров), расширение ассортимента и обеспечение конкурентной цены. Но это, как известно, новость не вчерашнего дня, а тенденция последних несколько лет, поэтому продолжаем спокойно работать дальше».

С тем, что выход нового алгоритма не может как-то кардинально повлиять на работу SEO-специалиста, согласны и специалисты SiteClinic.

Руководитель компании Елена Камская:

«Согласно той информации, которой мы сейчас располагаем, алгоритм затрагивает низкочастотные информационные запросы, состоящие из нескольких слов. Наверное, в ближайшей перспективе мало что поменяется для SEO-специалистов, которые работают с коммерческими проектами. А вот вебмастерам, которые зарабатывают на информационном трафике, придется пересмотреть подход к написанию текстов и постраничной оптимизации своих ресурсов».

Евгений Аралов, SEO Team Lead компании напоминает, что с приходом Баден-Бадена требования к текстам и так ужесточились. Можно сказать, что это была своего рода подготовка, и многие уже успели адаптировать свои сайты. А вот тот факт, что алгоритм направлен на улучшение работы с НЧ-запросами, может дать дополнительный трафик хорошим сайтам. Вебмастерам это только на руку. Копирайтерам придется улучшить свои навыки, а также понять и принять, что тексты по 50 р. уже не работают и никому не интересны, а вода и ключи в статьях — смертельно опасны для сайта.

В общем: «Пишите богатые на семантику тексты, поменьше клише и будет вам счастье», как резюмировал один из жителей форума.

Однако «Королёв» может обернуться не таким уж и счастьем для коммерческих ресурсов. На это обращает внимание Михаил Петров, руководитель направления поискового продвижения РА «Профитатор» (Kokoc Group):

«Что касается влияния нового алгоритма на бизнес, то основные изменения коснутся информационных ресурсов, например, СМИ или сборников рецептов, которые пользователям будет проще найти, но на коммерческие сайты «Королёв» вряд ли окажет существенное положительное влияние.

Как показывает анализ поисковой выдачи за последние три месяца, выдача информационных сайтов в ответ на коммерческие запросы и так возросла в среднем на 25%. К примеру, по фразе «Пылесос Bork» среди сайтов интернет-магазинов на первой странице выдачи присутствуют 4 отзывные площадки. Таким образом, новый алгоритм может еще более негативно отразиться на трафике и позициях коммерческих ресурсов».

Многие владельцы коммерческих сайтов отметили увеличение трафика – «позиции в минус, трафик в плюс» — но называют этот трафик пустым, нецелевым, так как пользователи не задерживаются на ресурсе, возвращаясь на страницу поисковой выдачи. Связывают это с тем, что раньше пользователь мог управлять поиском путем изменения и уточнения формулировки запроса, а сейчас этого так просто уже не сделать, потому что нейронные сети «уже сделали все за тебя».

Вот как описывает основной смысл работы алгоритма Дмитрий Севальнев, руководитель SEO-отдела компании «Пиксель Плюс»:

«Повышение в результатах выдачи тех документов, которые содержат ответ на запрос пользователя и необязательно содержат слова из него. То есть, по ряду поисковых запросов поиск начинает в первую очередь ориентироваться на смысловое соответствие пары запрос-документ, а не классические текстовые факторы.

Сами тексты (запроса и документа) — переводятся в вектора, а мера близости между ними выступает в роли метрики соответствия заданного URL самой поисковой фразе пользователя.

Чтобы перейти от вхождений к «смыслам» поисковая система использует искусственную нейронную сеть, которая после обучения с учителем может оценивать семантическую (смысловую) близость текста запроса и текста документа».

И здесь возникает закономерный вопрос – а кто же этот учитель? Кто этот гуру, обучающий нейронные сети и таким образом лишающий рядовых пользователей возможности самостоятельно управлять поиском нужной ему информации?

В течение презентации нового алгоритма не один раз прозвучало слово «Толока», специалисты Яндекса подчеркивали, что алгоритм обучается на оценках, которые выставляют пользователи этого сервиса. То есть, возмущаются оптимизаторы, «поисковик заменил интеллект пользователя, его профессиональные навыки и знания, своим искусственным интеллектом, обученным… кем??? – домохозяйками и школьниками?!» Возможно поэтому вместо быстрого ответа на совершенно конкретные вопросы, заданные на естественном языке, Яндекс дает размытые и нечеткие ответы общего характера.

Как подтверждает Дмитрий Севальнев, действительно, с этой задачей новый алгоритм пока справляется плохо. На запрос [как фамилия человека который руководил запуском первого человека в космос] — фамилию Королёва поисковая система не находит, несмотря на само название алгоритма:

Учитывая требования, которые выставляются Яндексом к асессорам, а также размер возможного заработка пользователей Толоки, можно сделать вывод о том, что задания, скорее всего, выполняются без должной серьезности, а именно — левой ногой. На форуме даже предложили алгоритму новое название – Яндекс.Джамшут.

Это всё, конечно же, шутки, но и правда, очень трудно совместить такие тонкие материи, как нейронные сети, с предполагаемыми исполнителями заданий на Яндекс.Толоке. Как правда и то, что в отсутствии сигналов с поиска, новый алгоритм будет обучаться на оценках толокнян, но со временем необходимость в этом отпадет и он будет обучаться на своих собственных результатах, на реакциях всех пользователей поиска.

Как сказал один из пользователей форума:

«Этот новый алгоритм Яндекса не похож на другие, и его нельзя оценить «прямо сейчас». Он построен на нейросети и будет постоянно обучаться и улучшаться, поэтому ваши оценки преждевременны».

Что ж, время покажет.

Евгений Тарасов, например, утверждает, что Яндекс уже давно оценивал релевантность всей страницы, а то, что мы видели в прямом эфире, это был «утренник в детском садике с раздачей подарков и вопросами детишек к космонавтам», только лишь для повышения значимости работы компании в глазах инвесторов.

Севальнев подтверждает, что выкат нового алгоритма не был в режиме онлайн, несмотря на все заявления Яндекса. Судя по анализатору апдейтов «Пиксель Плюс», большие изменения по ТОПу наблюдались ранее, а не в момент анонса.

А подвести итог хочется словами Сергея Людкевича:

«Широко разрекламированный анонс нового алгоритма Яндекса по факту оказался малоинтересным для SEO-общественности событием. Алгоритм «Королёв» оказался логическим продолжением алгоритма «Палех», и область его применения практически не затрагивает традиционные сеошные сферы интересов, в первую очередь, коммерческую выдачу.

Длинный хвост микрочастотных многословных запросов на естественном языке, обслуживаемый новым алгоритмом, может быть интересен разве что выжигателям информационной семантики — создателям так называемых инфосайтов «на все случаи жизни».

«Королёв» несомненно повысит требования к качеству контента, и действительно интересные читабельные статьи будут еще больше выигрывать у сборников вхождений ключевых фраз, разбавленных водой, так как именно в таких статьях могут содержаться полезные для нового алгоритма сигналы для микрочастотных запросов, которые не всосал «семантический» пылесос создателей инфосайтов.

Всем же остальным сеошникам можно слегка расслабиться — очередная порка откладывается».

P/S Подробный разбор нового алгоритма Яндекса от Сергея Людкевича читайте завтра в нашей рассылке.

Журналист, новостной редактор, работает на сайте с 2009 года. Специализация: интернет-маркетинг, SEO, поисковые системы, обзоры профильных мероприятий, отраслевые новости рунета.
Языки: румынский, испанский.
Кредо: Арфы нет, возьмите бубен.