zozulea

Автор: Антон Зозуля, основатель digital-агенства SEOZ.pro. За плечами десятки успешных проектов с organic-трафиком до 2 000 000 в день. Специализация: глубокая внутренняя оптимизация, автоматизация процессов, сети сателлитов, комплексный digital-маркетинг для e-commerce и создание SEO-систем.

SEO — довольно сложная услуга, большинство клиентов не совсем понимают к чему им нужно стремиться, более того, очень многие SEO-специалисты очень слабо представляют себе какие параметры нужно трекать и как это делать (отдельный пункт «не знают, как на них влиять», но информации об этом в статье не будет).

Вам не нужно на каждом проекте привязывать гарантии ко всем параметрам, которые описаны ниже, лучше оставьте 1-2 основных пункта. Также в статье не описываются первые месяцы работ, где гарантии (или KPI, как вам нравится больше) должны сводиться к «плану работ», а не абсолютным числам.

Итак, что можно трекать качественными показателями в SEO, какие цели привязывать к основным направлениям работ и как построить ежемесячные отчеты, чтобы вашу работу было видно со всех сторон, а не только по трафику.

Видимость в тематике

Она включает в себя трафик, разные типы позиций и имеет несколько срезов: региональный, по тематикам, по поисковым системам, по видам трафика.

Это основной показатель, которым можно оценить насколько ваше SEO-кунгфу эффективно. Давайте его немного декомпозируем, надеюсь, вы понимаете, что смотреть на кривую organic-трафика и принимать решения, что работает, а что идет в минус, смысла нет без правильных срезов. Ошибки могут быть на любом уровне, собственно, как и работы по их исправлению, важно вовремя ошибки находить.

● разные типы позиций

Во всех срезах, о которых будет речь ниже, в organic-трафик попадают переходы из разных типов выдачи. Очень часто рост/проседание происходит именно из-за того, что вы получили/потеряли определенный тип трафика. Хотите быть профессионалом, трекайте и продвигайте их отдельно, давайте разные задачи программистам, используйте различные внешние факторы. О чем речь:

○ Позиции сайта в основной organic-выдаче ПС
○ Позиции в Google.Local выдаче
○ Попадание картинок в ТОП-5 (и отдельный вид — продвижение в выдаче картинок не ради ТОП-5)
○ Позиции в выдаче видео (и отдельный вид — продвижение видео в основной выдаче)
○ Попадание новостей в основную выдачу (и отдельный вид — продвижение новостей в news-агрегаторах ПС)

Если вы думаете, что оно само собой продвигается при комплексном подходе и не требует отдельного трекинга, вы очень ошибаетесь. Трафик из определенных типов для некоторых тематик является ключевым. Не забывайте, что стоимость заточенного «продвижения по типам» намного ниже (главный вопрос — есть ли там трафик в вашей тематике).

● Региональная видимость

Пункт очень критичный для Яндекса. В Google (особенно, когда говорим про страны с несколькими языками общения, например, Украину) имеют важную роль языковые выдачи.

● Видимость в тематике

Трастовость всегда привязывается к тематике. Кроме этого, вы почти наверняка, работаете с определенными приоритетами, которые обычно тоже строятся на срезах тематичности. Не поленитесь добавить параметр на страницах, который будет разбивать ваш трафик по тематическим срезам. Также желательно добавлять теги в системах трекинга позиций с этой целью для экспресс-просмотра.

● Видимость в разных поисковых системах

У вас неожиданно упал/вырос органик трафик на 20%. 95% за то, что это произошло в одной поисковой системе. Ну и конечно, продвижение имеет ряд отличий, не забудьте предупредить клиента, что вы продвигаете под одну ПС.

● Видимость по видам трафика

Какие срезы обычно актуальны для постоянного исследования? Трафик на:

○ главную страницу
○ разделы
○ фильтры
○ таксономии
○ товары
○ статьи
○ услуги

Добавьте параметры на страницы и смотрите в аналитике, срез с ростом/проседаниями по группам страниц.

Трафик трекается в системах аналитики, поэтому его сегментация — это обычно задача:

Попробовать настроить срезы в GTM (если есть за что зацепиться) → если нет индикаторов, то задача кодерам: «на странице нужны индикаторы» → создание своих отчетов в аналитике по этой информации, которые будете просматривать, когда есть изменения в трафике или ежемесячно. → Я люблю выгрузку из Google.Analytics в Google.Spreadsheets с этой целью (это не трудно, зато потом все в одном дашборде).

Увеличение количества внешних ссылок

Это срез, который трекается довольно легко. Show must go on, а ссылочный вес — расти. Не хочу вдаваться в подробности, когда это актуально, но если вы покупаете ссылки, то должны отслеживать их прирост в:

● Кабинетах Вебмастера поисковых систем
● aHrefs
● Отчете ваших линкбилдеров

Стоит ли клиенту давать этот срез? Если он дотошный, то сам найдет. Это фактор прозрачности работы, если работаете с открытым бюджетом, то можно построить коммуникацию и объяснить какие ссылки будут попадать в отчеты и в каких объемах.

В любом случае, ваши конкуренты покажут клиенту график ссылок, и не раз (для среднего тематического сайта, это 1-3 аудита ежемесячно). Потом будет тяжелее объяснять, что вы не верблюд. Меня все еще удивляют ТОП SEO-компании, которые говорят своим клиентам, что ссылки покупаются, хотя на самом деле этого не делают — не считайте своих клиентов профанами.

Для внутреннего пользования важен срез: «Купили ссылок: XXX, в aHrefs новых +YYY, в вебмастере появилось +ZZZ». Коэффициенты XXX/YYY и XXX/ZZZ показывают качество работы линкбилдеров. Это не считая стандартного среза с анализом ссылок по индикаторным параметрам.

Toolbar’ные показатели

Это то, что легко трекается, не всегда показательно (нужно понимать, почему так происходит), но в это время хорошее решение для экспресс-анализа.

Что стоит смотреть:

● ТИЦ (иногда)
● aHrefs: UR / DR или Moz: PA / DA / DmR
● видимость в SerpStat

Необходимо понимать, что значат числа, почему они обманывают, и как их использовать для быстрой реакции.

Это индикатор, который иногда помогает найти проблему, которая не очень очевидна (например, отвалился 301 редирект со старого домена, или кто-то занялся черным SEO по вашим ссылкам и начались массовые снятия).

В этом списке есть SerpStat авансом, пока его видимость не показательна, но быстрее всего будет улучшаться. Хороший показатель для отслеживания конкурентов в удобном (не техническом, как это сделано в aHrefs) виде.

Отсутствие ошибок

● Наличие вирусов на сайте
● Попадание IP в спам-базы
● Наличие / появление ошибок в вебмастерах
● Падения сервера сайта
● Изменение ключевой информации на продвигаемых страницах (Title, H1 и т.д.)
● (!) нет ошибок в стандартных анализаторах сайта и вашем инструменте

Отсутствие проблем — это одна из основных целей SEO. Поддерживайте это состояние постоянно.

Попадание в индекс страниц и картинок

Конечно, количество страниц практически ничего не значит.
Попадать в индекс должны те URL, которые вы добавили в Sitemap.xml. Собственно и работы должны проводиться только в этом направлении.

Ctr в поисковой выдаче

Отдельный вид работ — это улучшение кликабельности сниппетов. Как это делать, не буду объяснять, не маленькие, об этом сотни статей.
Как это трекать?
Источник, только один – кабинеты Вебмастера поисковых систем. Делаете срезы ежемесячно.

Только не забывайте, что ПС развиваются в сторону «снизить трафик на сайты с органики», внедряются десятки решений, которые решают проблемы пользователей в самой ПС, расширяется выдача до невероятных «кликабельных и информационных» размеров. Ваш ctr может проседать из-за этого в разы.

Если не задумывались об этом, то приведу небольшой показатель из опыта: когда на ряде проектов, которые были ТОП-1 в Google, ctr просел ровно в 2 раза, когда ввели Local-выдачу в тематиках. Это был ощутимый удар, который был замечен, потому что увидели падение этого показателя, и он был довольно неочевидным при просмотре общей кривой organic-посетителей. Клиентам получилось объяснить, почему мы не были виноваты в проседании поискового трафика.

Скорость загрузки основных видов страниц

Это самый некритичный показатель для SEO. Но довольно приятный козырь в общении с клиентами. В этой статье упоминаю, чтобы обратить внимание на то, что скорость нужно трекать на всех видах страниц, а не только на главной (что обычно делают начинающие SEO-специалисты и продажники ваших конкурентов). Делайте срез с ежемесячным анализом.

В моей практике бывали проблемы с пессимизацией, когда определенные страницы сильно проседали по этому показателю. Но это скорее исключение. Этот KPI больше подходит для «вкусной плюшки» в отчете, чем для получения ТОП-позиций.

Анализ качества трафика

Не забывайте, что трафик, который вы приводите всегда очень разный по качеству. В первую очередь он зависит от видов страниц, но может изменяться и по срезам: региональности, языкам, типу трафика, поисковой системе, теплоте ключевых слов (см. выше).

Зачем это нужно? Для приоритизации работ: иногда 100 посетителей с одного среза намного круче, чем 1000 с другого, поэтому вкладываем больше ресурсов сначала сюда. Это актуально в случае self-SEO продвижения. Редко кто вдается в такие подробности на клиентских проектах.

Что важно:

● конверсии
● глубина / отказы / время на сайте
● взаимодействия с CTA-блоками

Куда смотреть? Добавьте эту информацию в отчеты, о которых я писал в видимости.

Надеюсь, вы также как и я занимаетесь не конвейерным SEO, и хотите получить максимум от всего возможного арсенала, отлично понимаете, что нужно делать, чтобы получить трафик с Local-выдачи, или как продвигать региональные запросы. Тогда построение правильного «контроллера работ», должно быть довольно приоритетно для вас.

Готов ответить на вопросы.

Журналист, новостной редактор, работает на сайте с 2009 года. Специализация: интернет-маркетинг, SEO, поисковые системы, обзоры профильных мероприятий, отраслевые новости рунета. Языки: румынский, испанский. Кредо: Арфы нет, возьмите бубен.

10 КОММЕНТАРИИ

    • Есть понижающий фактор для очень медленных проектов, но на практике это встречается крайне редко.

      Повышение скорости 3 -> 1,5 сек не даст роста позиций.
      А вот в общении с клиентом будет звучать круто.

      Отдельная тема: ошибки из анализаторов скорости, которые присылают пачками продажники ваших конкурентов. Если не хотите, чтобы клиент постоянно думал «а вдруг проблема в этом», то можете настроить CDN, картинки обрезать и на другой домен их вынести или HTTP/2 настроить. Но это не SEO.

      • >>Повышение скорости 3 -> 1,5 сек не даст роста позиций.

        Теоретически может быть и так, но скорость работы сайта — это и конверсии тоже. На индексацию страниц скорость загрузки тоже должна сказываться, поэтому как ни крути, на этот параметр нужно обращать внимание.

        • Клиенты крайне редко обращают внимание на конверсию, когда речь про SEO. Это немного другой KPI.

          Я некоим образом, не говорю, что не нужно оптимизировать скорость. Тут вопрос о SEO KPI в статье. На конверсии еще много чего влияет. Если уже про SEO-составляющую, то это быстрее ПФ (возврат в поиск), но в реалиях рунета 2-4 сек это норма для сайтов. Никто не закроет вкладку через 3 сек, потому что она еще догружается.

          Принтскрин не нашел, а в блоге у него +- то же, что я написал вам выше — не влияет скорость на рост позиций.

          На индексацию не сказывается. ПС не нужно много страниц, им надо хорошие страницы. И скорость тут не при чем.

  1. вопросы:
    1) как адекватно отслеживать видимость в тематике в условиях динамического спроса, т.е имеется over 9000 страниц, контент которых устаревает за 3-5 дней и им на смену приходят over 9000 других страниц, семантика, естественно, хоть и шаблонная, но отличается целиком
    2) из задачи выше, также плохо понятно как отслеживать изменения ctr, кроме как «в среднем по больнице» на этой позиции был X ctr, а у этой страницы Y ctr, тут будет не совсем корректно так делать тк поведение пользователей может кардинально отличаться
    3) по какой схеме работают ваши линкбилдеры? что-то типа свои сателлиты + спам по форумам (по странному стечению обстоятельств называемый краудом) + пусть и в сапе поковыряются или что-то интереснее?
    4) есть адекватные ссылочные биржи под бурж (особенно интересует UK и Spain) где цена убогой ссылки равной сапоссылке за 3 рубля не 20+ евро в месяц?
    5) 2кк/сутки суммарный или на каком-то конкретном проекте, если конкретном, то статейник или новостник? (в екоммерс у единиц такой трафик)
    6) есть мысли об амп? мне не совсем понятно когда технологию расширят на бОльший обьем поисковых запросов (кеширование на уровне амп проджект есть, а прикручивания к мобильной версии по всему корпусу запросов нет, хотя на тестовой странице гугла оно прикручено)

    • 1) Если речь про трендовые=новостные запросы, то они даже в течении одного дня 20 раз меняют позицию. Тут важна общая трастовость, а не видимость по запросам (сами запросы не показательны с точки зрения видимости, вы не знаете их частотность заведомо). А вот какие позиции по выстрелившем тематикам вы занимали, это трекать можно. Но тут смущает слово «шаблонная семантика». Если это не новостной трафик, а коммерческий (тяжело придумать что-то такое, что живет 3-5 дней в количестве 9000+), из тех вариантов, что приходят в голову — конкуренции нет практически и это ваша тема, не пришло на ум хорошего примера, можете указать, что за тематика, тогда отвечу.
      2) Ctr Новостного трафика смысла трекать нет. Позиции не статичны. Плюс полностью зависят от работы редакции. Если все так быстро меняется, то как вариант трекайте ctr/лайки/шеры в социалках, это показатель удачности=желтушности названий. Нужно указать, что за тема у вас, может чего лучшего бы подсказал.
      3) Все зависит от задач и бюджета. Но в большинстве случаев велосипед не придумываем, он всегда стоит дороже и нужен довольно редко.
      4) Биржи в бурже все дорогие. Поэтому UGC идет со старта. Все зависит от многих факторов. В первую очередь от тематики и бюджета.
      5) Несколько новостников миллионников, для е-коммерце из тех что вел, а не консалтинг: 250к в день максимум.
      6) http://www.wsj.com/articles/google-amp-gets-mixed-reviews-from-publishers-1477648838 AMP работает, ускоряет проект, увеличивает трафик с SEO, но пока это быстрее решение для мелкого бизнеса. Понятно что ТОПы сделали себе его, но я своим клиентам не рекомендую это делать, в случае когда профит важнее трафика.