Давненько я не систематизировал рекомендации по поисковой оптимизации сайта с учетом актуальных на настоящий момент реалий.  И вот уже как-то накопилось много вещей, требующих определенной систематизации, так что, на мой взгляд, подошло самое время собрать что-то типа краткого руководства. Естественно, что по каждому его пункту можно написать обширный отдельный мануал, но это не является целью статьи. Будем писать сегодняшнюю картину крупными мазками ☺.

Итак, начинать надо с банальных, но необходимых базовых вещей:

1. Определение целей и задач и проекта 

На основе этой информации уже можно реализовать второй шаг:

2. Составление семантического ядра сайта (списка целевых поисковых фраз)

Инструменты тут могут использоваться различные, начиная от ручной обработки данных соответствующих сервисов поисковых машин. Также существует масса специализированных сервисов по составлению семантического ядра.  Тут уж, как говорится, на вкус и цвет…

Следующий важный шаг:

3. Классификация запросов семантического ядра

Я считаю, что существенно важны следующие два разреза классификации: 

  • На геозависимые и геонезависимые 
  • На коммерческие и информационные

Классификацию можно провести как самостоятельно, так и положившись на мнение специализированных сервисов. Для самостоятельной классификации запросов на геозависимость могу порекомендовать актуальную редакцию своего метода. Ну, а для самостоятельной классификации запросов на коммерческость следует руководствоваться простым, но эффективным принципом – чем больше в топе выдачи по запросу явно коммерческих ответов, тем выше его коммерческость. Как правило, коммерческие запросы являются геозависимыми, а информационные – геонезависимыми. 

На основе полученной классификации можно реализовать следующий этап:

4. Распределение запросов по посадочным страницам

Этот процесс также носит название кластеризации. Основное правило – запросы из разных групп нецелесообразно использовать на одной посадочной странице. Кроме этого при группировке запросов я рекомендую руководствоваться лексическим и смысловым сходством запросов. Конечно, было бы не совсем правильно не упомянуть существование многочисленных сервисов так называемой кластеризации по топу, но в свое время я обозначил свою точку зрения по этому вопросу, и мне к ней добавить нечего.

Поисковая оптимизация посадочных страниц

5. Для запросов с ярко выраженной коммерциализированностью, когда в топе выдачи находятся преимущественно коммерческие страницы, посадочные страницы следует оптимизировать по следующим принципам:

1. Основным контентом посадочной страницы должен быть листинг с названием и описанием товаров/услуг и цен на них (как вариант для некоторых случаев – типовые примеры смет на услуги). Упоминания ключевых фраз очень желательно употреблять в названиях и описаниях товаров/услуг. Желательно, чтоб количество элементов в листинге товаров не превышало разумных для адекватного восприятия пользователями значения. На основе экспериментальных данных для интернет-магазинов рекомендую не превышать порог в 50-60 элементов листинга на странице, а в случае превышения, разбивать листинг на страницы (так называемая пагинация). Хотя, естественно, приемлемые значения количества элементов в списке могут варьироваться в зависимости от тематики.

2. В случае использования пагинации, размещать на второй и последующих страницах пагинации тег <link rel=”canonical” href=”…”>, используя в качестве значения атрибута href адрес основной (первой) страницы.

3. Описательная текстовая часть должна быть сравнительно невелика (буквально несколько предложений) и находиться по коду страницы выше листинга товаров/услуг.

4. Очень желательно использование на странице различных интерактивных элементов, вовлекающих пользователя во взаимодействие со страницей и стимулирующих его на активные действия на странице – калькуляторы расчета цен на товары и услуги, конфигураторы услуг, фильтры поиска товаров по различным параметрам, галереи изображений, небольшие видеоролики, формы обратной связи и т.п.

6. Для запросов с малой коммерциализированностью (информационных), когда в топе выдачи находятся преимущественно информационные статьи, рекомендую следующее:

1. Написать авторскую статью по теме запроса. Особых требований к техническим параметрам (объем, количество употреблений ключевых слов и т.п.) нет. Главное требование – статья должна быть «вовлекающей», т.е. стимулирующей пользователя на ее прочтение, в идеале – написанная экспертом, обладающим хорошим стилем изложения. Очень желательно, чтоб статья была написана простым языком, легко читалась, не изобиловала техническими терминами и канцеляризмами. Очень приветствуется описание решений конкретных проблем, связанных с темой запроса. 

2. Желательно, чтобы статья была хорошо структурирована – разбита на небольшие абзацы, разделенные изображениями, содержала таблицы, списки и т.п.

7. Для отдельного класса запросов, в которых невозможно выделить превалирование коммерческих или информационных интентов, то есть когда в топе выдачи соотношение коммерческих и информационных ответов примерно равно, можно порекомендовать выбрать одну из двух стратегий:

1. Создавать как коммерческие, так и информационные посадочные страницы по обозначенным выше принципам.

2. Скомбинировать на одной посадочной странице вовлекающий авторский текст по теме запроса с листингом товаров/услуг.

8. Внутреннее ссылочное

Для внутренней ссылочной оптимизации целесообразно хорошо перелинковать посадочные страницы. Самые важные страницы должны быть элементами основного меню сайта, то есть иметь входящие ссылки со всех страниц сайта, включая главную. Для остальных посадочных страниц следует руководствоваться двумя правилами: 

  • Уровень вложенности (т.е. самая короткая цепочка внутренних ссылок, ведущая на данную страницу от главной) должен быть как можно меньше.
  • Количество внутренних ссылок, ведущих на данную страницу, должно быть как можно больше.

9. Трафик

Ну и конечно же, следует не забыть о поведенческих факторах, вернее, о целевом трафике, на основе которого они будут рассчитываться.

Для этого необходимо обеспечить приток целевого трафика на сайт для того, чтобы поисковые системы смогли корректно рассчитать значения поведенческих факторов. Лучший вариант – контекстная реклама в результатах поиска Яндекса и Google по запросам из семантического ядра. Причем, рекламные объявления должны вести на продвигаемые по соответствующим запросам посадочные страницы.

В адресах страниц в рекламных объявлениях на случай потенциального риска поисковиками некорректной склейки страниц желательно избегать использования utm-меток. Либо настроить для страниц с utm-метками в адресе тег <link rel=”canonical” href=”…”> таким образом, чтобы значением атрибута href был адрес соответствующей страниц без utm-меток. 

10. Внешнее ссылочное

Что же касается внешних ссылок, то мои рекомендации таковы. Внешние ссылки на данный момент не играют заметной роли при продвижении в Яндексе. При продвижении в Google при организации внешних ссылок следует руководствоваться следующими принципами:

1. По возможности избегать ссылок с сайтов, активно торгующих ссылками на биржах вне зависимости от типа ссылок – блочных или статейных. Лучший вариант – прямые контакты с вебмастерами незасвеченных на ссылочных и статейных биржах сайтах (так называемый «аутрич»).

2. Избегать так называемого «крауд-маркетинга», то есть получения ссылок с ресурсов с user-generated контентом (форумов, блогов, социальных сетей, комментариев к статьям и т.п.)

3. Сайты доноры должны быть «живыми» с ненулевой посещаемостью. Следует избегать автоматически сгенерированных, восстановленных из архива, неподдерживаемых сайтов (т.н. «Made for Sape).

В общем, как-то само собой получились ровно десять довольно агрегированных пунктов рекомендаций, на основе чего так и подмывает озаглавить статью в духе «10 самых важных вещей для поисковой оптимизации». Но я, пожалуй, оставлю первоначальное название. И пожелаю всем удачи в продвижении сайтов.

Сергей Людкевич
Независимый консультант, супермодератор форума о поисковых системах Searchengines.Guru. Сфера профессиональных интересов - исследование алгоритмов ранжирования поисковых машин, разработка методик поискового продвижения сайтов.

25
Прокомментировать

avatar
9 Цепочка комментария
16 Ответы по цепочке
13 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
13 Авторы комментариев
ФёдорАлексейNeodikСергейСергей Людкевич Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Иван
Гость

В Яндексе ссылки роли не играют, но вы мне хоть один сайт без ссылок в топе покажите. Что писать ерунду!?

Людкевич ван Бетховенович

Стас
Гость
Стас

usluga-advokata.ru — и таких сайтов в яндексе миллион.

макс
Гость
макс

вы просто не умеете их готовить…

Стас
Гость
Стас

К названию статьи нужно добавить: «…коммерческих сайтов». Ибо статейники вы таким образом не продвинете.

Сергей
Гость
Сергей

Основы основ…

По крауду не согласен. Понятно, что не стоит спамить все и везде, но если вручную отобрать только нужные форумы по тематике и где обитает 90% твоей аудитории, то от карауда только плюсы. Как минимум, не редко мы получаем оттуда клиентов)

По ссылкам. Может зависит от тематики. Если покупать ссылки с качественных ресурсов на заметном месте — в блоке ссылок навигации, где есть переходы, то это очень хорошо подтягивает сайт в поиске. Особенно если такие ссылки будут с авторитетных ресурсов вашей тематики.

В итоге, все как работало, так и работает, только нужен ручной контроль и больше денег.

Алексей
Гость
Алексей

Больше денег всегда даст лучше результат не только в интернет-маркетинге, но и в маркетинге в целом.

Насчёт ссылок — они не работают как раньше, а вот поведение на сайте с этих ссылок работает. Приходим к выводу, что дело в поведенческом. Не путайте тёплое с мягким.

Сергей
Гость
Сергей

Как раньше в смысле, последние 3-4 года. То как ссылки работали в 2005-2010 уже никогда не будет)

макс
Гость
макс

вот всегда говорил, что на серче чем репа больше, тем нубство сабжа сильнее зашкаливает. Пост так называемого аФФтора — не исключение. Сей «двигатель информационников» видимо с глубоким стажем))) народ, не ведитесь на сей бред, просто смешно))

Andrey Simagin
Участник

Написали бы аргументированно по пунктам, в чем не согласны. А то смахивает на нубство 80 level’а

Marina Drozhzhina
Участник
Marina Drozhzhina

A почему просто в robots.txt не закрыть от сканировпния ссылки с utm метками? И зачем городить пагинацию, если последние ркомендации гугла умещайте весь контент на одной странице?

Стас
Гость
Стас

Про UTM — видимо, чтобы поведенческие факторы учитывались. По пагинации — как быть, если товаров десятки тысяч?

Marina Drozhzhina
Участник
Marina Drozhzhina

делать фильтры, разбивать товар. Кто в такой куче будет копаться и неважно разбита она на страницы или нет?

Serge Ludkiewicz
Участник

> Про UTM — видимо, чтобы поведенческие факторы учитывались.

Именно

> По пагинации — как быть, если товаров десятки тысяч?

Тем более, что каноникл не запрещает роботу ходить по ссылкам, размещенным на неканонической странице. И учитывать их.

Neodik
Гость

Местами да, чушь. По крауду уж точно. Если ссылка с форума, по которой есть трафик и она там логично вписывается, то чем она плоха? И да… не одна пс не отказалась от бэклинков, в том числе и яша.
И возможно начинающим окажется полезным:
Телеграм канал СЕО Закладки @seozakladki

Serge Ludkiewicz
Участник

> Если ссылка с форума, по которой есть трафик и она там логично вписывается, то чем она плоха?

Ничем не хороша. А вот плоха — очень даже может быть. Знаете, сколько я как супермодератор Серча получил слезных писем с просьбами убрать из того или иного поста ссылку, потому что Гугл привел ее в качестве примера некачественной?

> И возможно начинающим окажется полезным:

Классика жанра — крауд в посте про крауд 🙂 Многабукв ради спама.

Фёдор
Гость
Фёдор

Можно конкретнее? Как Гугл подал эту ссылку вам как некачественную? Где это можно наблюдать? В Консоли?

Если ссылка спам, то Гугл ее запросто игнорирует. Если она полезна, то она приносит вам реферальный траф, поведенческие и заявки.

Neodik
Гость

А кто то тут у нас с дропами работать не умеет) Сергей, вы пишите ради того что бы написать или реально верите в то, о чем пишите?

Serge Ludkiewicz
Участник

Я не верю, я — знаю.

Neodik
Гость

Если с кривыми руками лезть в засвеченный и убитый дроп , то да, вы пишите о очевидных вещах. А если говорить о bpn, к которой подошли с умом, то это прекрасно работает. Так же прекрасно часто практикуется за рубежом.

Serge Ludkiewicz
Участник

Право слово, это уже начинает напоминать анекдот:
«Правда ли, что Рабинович выиграл «Волгу» в лотерею?
— Правда. Только не Рабинович, а Иванов. И не «Волгу», а сто рублей. И не в лотерею, а в карты. И не выиграл, а проиграл.»
Вы статью для начала внимательно перечитайте, а потом уже начинайте блистать сакральными знаниями по прокачке pbn.

Neodik
Гость

Я прочел ее вполне внимательно, я в обще парень внимательный. Никакой агрессии)

Alexei Zhovtuyk
Участник
Alexei Zhovtuyk

Такое ощущение что статья ради ссылки на блог….
Так как все очень кратко…

Какие ссылки покупать, с какими анкорами, на гео сайтах или все равно.
ну и многое другое не раскрыто)

Serge Ludkiewicz
Участник

Ну что тут скажешь… По поводу «все очень кратко» — так взгляните в заголовок. Ну, и перечитайте внимательно первый абзац, что ли.

Сергей
Гость

Я смотрю, у всех забомбило от статьи. А я с большой частью согласен и в т.ч. по поводу крауда.

Алексей
Гость
Алексей

Раз так говорите, значит опыта у вас маловато.