Крупнейшие издатели Германии требуют от Google 11% дохода за право индексации их контента

Более половины издательств Германии стали участниками судебного процесса против Google. На этот раз представители СМИ требуют от поискового гиганта выплаты им вознаграждения в размере 11% от всех доходов корпорации за право индексирования контента изданий и включение его в поисковую выдачу.

В заявке, поданной властям страны, напрямую говориться о том, что издательские компании хотели бы «урезать заработки Google, включая доходы, полученные на территории не только Германии, но и других стран, которые напрямую или опосредованно зависят от публикуемого на страницах поисковика контента газет и журналов».

По мнению ряда экспертов отрасли, удовлетворение данного иска приведёт к изменению всей инфраструктуры и концепции интернета. «Google никогда не платил за право индексировать контент и ссылаться на него. Это требование может разрушить не только бизнес корпорации, но и всю инфраструктуру интернета, призванного быть онлайн-базой знаний. Если нам придется платить за право искать в интернете необходимые знания, то глобальная сеть превратиться в обычный газетный киоск.

Издатели не глупы: они прекрасно осознают этот факт. Вот почему их действия выглядят еще циничнее. Они пытаются шантажировать интернет-компании в надежде получить от них хоть какие-то денежные выплаты. Подобные ситуации происходят не только с Google, но и с Microsoft, Yahoo и др. Если компания не слишком крупная, и у нее есть только поисковая система, то издатели требуют лишь треть от озвученного выше тарифа. Вот почему сейчас они в большей степени нацелены на крупные интернет-корпорации – чем больше компания, тем больше “заработок”», — комментирует Джефф Джарвис (Jeff Jarvis), руководитель программы интерактивной журналистики в Нью-Йоркском университете, основатель издания Entertainment Weekly, автор книги «Что сделал бы Google?».

Соглашаясь с мнением г-на Джарвиса, редактор и основатель Marketing Land и Search Engine Land Дэнни Салливан (Danny Sullivan) напоминает, что большинство издателей Европы и Германии не жалеют сил и средств на продвижение собственного контента в поиске Google. К примеру, Axel Springer, равно как и многие другие игроки рынка, использует атрибут «rel=publisher», чтобы повысить видимость страниц изданий в результатах поиска Google:

Также фрагменты кода, обнаруженные на страницах сайта известного издания «Bild», которое выпускает медиа-холдинг Axel Springer, свидетельствует о том, что издание не только не планирует закрывать ссылки от индексации, но и делает всё возможное, чтобы поисковые роботы быстрее обнаруживали содержимое страниц:

Кроме того, сайты СМИ активно пользуются сервисом «Инструменты для веб-мастеров»; создают файлы Sitemap для успешной индексации страниц сайта поисковыми роботами Google; используют функционал указания авторства для связывания контента с профилем автора в Google+.

«Издатели всегда стремились к тому, чтобы получать поисковый трафик из Google бесплатно, добившись этого, они захотели, чтобы поисковик платил им за право доступа к контенту», — подводит итог Дэнни Салливан.

История с немецкими СМИ заставляет вспомнить отдельные детали противостояния между Google и Copiepresse, которая представляла интересы бельгийских издателей, и Google длилось с 2006 года. Именно тогда сервис Google News начал автоматически добавлять сниппеты и фото из новостей в состав материалов сервиса. В ответ на это представители газет не закрыли контент метатегами robots.txt, а обратились в суд для защиты интеллектуальной собственности. Намерением издателей было заработать деньги на собственном контенте.

После длительного разбирательства Copiepresse выиграла процесс, а после нескольких апелляций и окончательного проигрыша, Google последовал решению суда и законопослушно стер все упоминания о материалах со всех своих серверов. В результате, газеты, боровшиеся за право неприкосновенности своих материалов, полностью исчезли из всех сервисов Google, включая поисковую выдачу, новости и все остальные сайты.

Разбирательства длились дольше 6 лет. В итоге, суд обязал Google при возникновении разногласий обсуждать с издателями СМИ условия показа их контента в выдаче, а также предложить им возможность самостоятельно решать, какие фрагменты статей и других материалов они разрешают использовать для формирования выдачи, а какие – нет. Однако до сих пор соглашение так и не было достигнуто, к тому же ведущие издательства Европы обвинили лидера поиска в нарушении антимонопольного законодательства.

В мае 2014 года инициативная группа Open Internet Project, в которую входит несколько сотен европейских поставщиков цифрового контента, включая такие издательства, как: Axel Springer и Lagardère, призвала Европейскую комиссию отказаться от заключения антимонопольного соглашения с Google. По их мнению, формальное принятие мер против Google не сможет улучшить ситуацию на рынке поиска в Европе.

Обсудить на форуме

Редактор-переводчик портала Searchengines.ru, работает на сайте с 2010 года. Специализируется на западном интернет-маркетинге, новостях социальных сетей и поисковых систем. Постоянно принимает участие в профильных семинарах и конференциях в качестве журналиста-обозревателя. Языки: английский, французский.