В последнее время из выдачи Яндекса стали исчезать многие работавшие годами и ставшие уже привычными для SEO-специалистов возможности. Исчезают они по разным причинам, например, в результате планомерного урезания языка запросов и прочих инструментов для исследования поисковой выдачи. Но бывает и так, что природа явно неправильной работы того или иного механизма выдачи неясна и все похоже на банальный баг или глюк. В сегодняшней статье я хочу рассмотреть ряд подобных примеров и предложить альтернативные варианты получения важной аналитической информации.

Лайфхак №1. Узнаем возраст документа без get-параметра how=tm

Одной из наиболее востребованных является задача установления возраста страницы в Яндексе. Раньше она решалась с помощью применения get-параметра к URL страницы поисковой выдачи Яндекса how=tm – сортировки выдачи по времени документа. В сниппете сформированной таким образом выдачи для каждого документа указывалась дата, которая и идентифицировалась, как возраст документа с точки зрения Яндекса. С некоторых пор индикация даты документа в выдаче с использованием такой сортировки отсутствует (за исключением стандартной индикации «свежести» документов из «быстророботовской» примеси), хотя, сама сортировка, судя по всему, продолжает осуществляться корректно.

Однако альтернативная возможность узнать возраст документа с точки зрения Яндекса на данный момент имеется. Для этого нужно воспользоваться сервисом Яндекс.XML и извлечь значение параметра <modtime> для нужной страницы в формате YYYYMMDDThhmmss ISO 8601:2004:

Лайфхак №2. Получаем текстовую сохраненную копию документа

Вот уже не меньше месяца в выдаче Яндекса наблюдается очередная странность. Известно, что со страницы выдачи по ссылке «Сохраненная копия» можно попасть на страницу полной версии этой самой сохраненной копии:

На которой, в свою очередь, есть ссылка на текстовую копию сохраненки:

Однако, с недавних пор при переходе по ссылке «Посмотреть текстовую копию» ни на какую текстовую версию сохраненной копии мы не попадаем, а остаемся все на той же полной. То есть полная версия сохраненки ссылается сама на себя. Текстовую копию получить все-таки возможно. Для этого к адресу страницы полной версии сохраненной копии нужно добавить get-параметр &cht=1. И вот она:

Возникает вопрос – баг это или фича? Ссылку на текстовую сохраненку просто потеряли или намеренно прячут?

Лайфхак №3. Альтернатива оператору site:

В начале апреля этого года многие SEO-специалисты заметили некорректную работу документированного оператора Яндекса site: (например, это активно обсуждалось на форуме Searchengines.Guru). Число найденных с помощью этого оператора документов с сайта явно не соответствовало действительности и было гораздо ниже реального значения. Более того, могли выдаваться документы и с других сайтов. И хотя буквально несколько дней назад работа оператора site: стала снова корректной, не лишним будет вспомнить об альтернативном способе получения всех документов с сайта, включая все его поддомены – операторе rhost:, который также пока еще является документированным. С помощью данного оператора во время некорректной работы оператора site: удавалось получать необходимые данные.

Лайфхак №4. Возвращаем настройки управления персональным поиском

Не так давно пользователи Яндекса заметили, что в некоторых случаях в режиме «Настройки результатов поиска» исчезает возможность управления настройками персонального поиска (эта проблема также обсуждалась на форуме Searchengines.Guru):

Оказывается, возможность настроек персонального поиска исчезла только для авторизованных пользователей. Для того, чтоб появилась возможность ими управлять, надо разлогиниться (или, к примеру, перейти в приватный режим браузера):

Впрочем, Яндекс утверждает, что персональный поиск работает только для авторизованных пользователей. То есть по идее, если пользователь не авторизован, то наличие галочек в настройках персонального поиска не должно ни на что влиять. Но перестраховка никогда не помешает.

Сергей Людкевич
Независимый консультант, супермодератор форума о поисковых системах Searchengines.Guru. Сфера профессиональных интересов - исследование алгоритмов ранжирования поисковых машин, разработка методик поискового продвижения сайтов.