Автор: Рэнд Фишкин – основатель Moz, признанный эксперт в области поискового маркетинга, постоянный участник тематических конференций.

В этом выпуске мы разберёмся, как использовать поток ссылочного веса для SEO-целей. Речь пойдёт преимущественно о внутренних ссылках.

Принципы концепции ссылочного веса

Прежде, чем углубиться в примеры, давайте рассмотрим основные принципы концепции ссылочного веса.

  1. Внешние ссылки генерируют больше ценности для ранжирования и больше влияют на позиции, чем внутренние ссылки

Это не значит, что внутренние ссылки не имеют ссылочного веса. В действительности многие страницы, получившие лишь несколько внешних ссылок (или вовсе их не заработавшие), могут всё ещё хорошо ранжироваться. Это возможно в том случае, если домен получил много ссылок, и на страницу ведут ссылки из других качественных и важных страниц на этом домене. Но если страница заброшена или у домена вообще нет ссылок, то ранжироваться будет чрезвычайно сложно.

  1. Страницы с большим количеством ссылок (как внутренних, так и внешних) передают больше ссылочного веса, чем страницы, на которые мало ссылаются

Наверное, это интуитивно понятно каждому из тех, кто знаком с концепцией PageRank. Как правило, если страница набирает много ссылок, особенно из других важных страниц, то она передаёт больше ссылочного веса, чем страницы с малым количеством входящих ссылок.

  1. Страницы с малым количеством исходящих ссылок передают больше ссылочного веса, чем страницы с большим количеством ссылок

Опять же, исходя из старой концепции PageRank, если на сайте имеется страница с сотнями или тысячами исходящих ссылок, то каждая из них получает намного меньшую долю ссылочного веса, чем могло бы быть передано, если бы ссылок на странице было меньше.

Но это не всегда так. Это не значит, что если вы добавите лишь одну исходящую ссылку на страницу с большим количеством входящих ссылок, то соответствующая страница получит больше преимуществ, чем при естественной навигации. Нет, не получит. Но если у вас есть страница с сотнями ссылок на ней и вместо этого вы оставите лишь несколько ссылок на самые важные и ценные страницы, то они получат больше ссылочного веса, и это окажет большее влияние на их ранжирование.

  1. Хаки и трюки, такие как использование Nofollow, зачастую неэффективны в скульптурировании потока ссылочного веса

Использование атрибута rel=”nofollow” или встраивание удалённо выполняемого файла JavaScript, при котором браузеры и пользователи видят ссылки, а Google, как предполагается, не видит и не переходит по ним – это обычно пустая трата времени. Алгоритм PageRank старой школы уже не так важен, как раньше. Кроме того, Google довольно хорошо интерпретирует такие вещи. Поэтому на них не стоит тратить своё время.

  1. При использовании редиректов и каноникализации теряется небольшое количество ссылочного веса. При этом при внедрении неидеальных решений (переадресации 302, JS-редиректов и т.п.) теряется больше веса, чем при настройке 301 редиректов, rel=canonical и т.д.

Итак, если вы настроили 301 редирект или rel=canonical, это будет стоить вам лишь очень небольшого количества ссылочного веса. Но при использовании «неидеальных» типов переадресации или методов каноникализации, таких как редиректы на основе JavaScript, 302 или 307 редиректы вместо 301, то потери могут быть более значительными.

Эти принципы важно знать и помнить. А теперь давайте рассмотрим три самые распространённые проблемы со ссылочным весом, с которыми сталкиваются сайты.

Частые проблемы в управлении потоком ссылочного веса

А. На крупном сайте все внешние ссылки получают лишь несколько страниц

 

Например, у вас имеется относительно крупный сайт (тысячи, десятки тысяч или даже сотни тысяч страниц). При этом лишь несколько из них получают большую часть внешних ссылок. На схеме выше они выделены розовым цветом.

Однако на сайте имеются и другие страницы (выделенные фиолетовым цветом), которым нужен ссылочный вес, поскольку вы хотите ранжироваться по определённым ключевым словам и тем страницам, на которые они ссылаются. Но эти страницы не получают тех внешних ссылок, которые имеют розовые страницы. В таких случаях можно опробовать несколько вещей.

На первом этапе нужно определить самые важные страницы, не получающие ссылок, такие как фиолетовые страницы на схеме. Что это за страницы, которые должны ранжироваться по определённым ключевым словам и фразам, но пока не ранжируются?

Далее нужно настроить внутренние ссылки с розовых страниц на фиолетовые. Чтобы определить страницы, получившие больше всего ссылок и ссылочного веса, можно использовать Open Site Explorer, Ahrefs или любой другой инструмент с подобными возможностями. Вы можете заметить, что при посещении этих страниц пользователю может понадобиться другая информация, на которую можно добавить ссылку. Это отличный способ организовать передачу ссылочного веса.

Завершающий этап – модернизация и повторная публикация. Мы берём фиолетовые страницы, которым нужны ссылки, и перерабатываем их контент, учитывая сильные стороны розовых страниц. Для этого нужно ответить на вопрос: «Что есть у розовых страниц, чего нет у фиолетовых?». После этого можно повторно опубликовать эти страницы или же начать кампанию линкбилдинга.

B. На небольшом сайте внешние ссылки получает лишь главная страница

Допустим, у нас имеется очень маленький сайт (до 50 страниц). При этом ссылочный вес получает лишь главная страница. Что делать в таких случаях?

В данной ситуации мы советуем следующее:

1. Убедитесь, что главная страница нацелена на самые важные ключевые слова. Если это одна фраза, то вместо оптимизации страницы под бренд следует рассмотреть оптимизацию под этот запрос. Представители малого бизнеса и владельцы маленьких сайтов делают ошибку, думая: «Так, это наше главное ключевое слово, мы оптимизируем под него страницу. Мы попытаемся ранжироваться по нему. Мы сошлёмся на эту страницу с главной». Однако данная тактика не так эффективна, как создание главной страницы, которая нацелена на намерение пользователя.

2. Создайте несколько контентных страниц. Например, вы видите, что такие страницы сайта, как «О нас», «Условия обслуживания» или страницы отдельных товаров и услуг не заслуживают ссылок. Они не являются теми типами страниц, на которые обычно ссылаются.

В таком случае можно подумать, какие типы контента нам нужны, чтобы получить ссылки. Вы знаете, кем являются те люди, которые уже на вас ссылаются. Если они ссылаются на главную страницу, то они с большой вероятностью сошлются и на другие страницы сайта. Поэтому нужно подумать, какие страницы могут быть им интересны в качестве объектов для ссылок. После того, как эти страницы будут созданы, можно использовать приёмы линкбилдинга.

C. Страницы, нацеленные на long-tail запросы, скрыты в навигации сайта

Например, на крупном сайте есть страницы, оптимизированные под те ключевые слова, которые не дают большое количество трафика, но всё ещё важны. Эти страницы могут увеличить ту ценность, которую мы получаем от сайта, поскольку они гипертаргетированы на тех клиентов, которые являются хорошими для нас.

В данном случае одна из трудностей состоит в том, что эти страницы скрыты в информационной архитектуре. Это значит, что на верхнем уровне навигации и, возможно, даже на втором, на эти страницы нет ссылок. Они попросту погребены внутри сайта. В таких случаях есть несколько эффективных решений.

1. Найдите связи на семантическом уровне или на уровне поискового намерения пользователей

Например, страница нацелена на фразу «зубная паста». Мы находим, что на одной из тех страниц, которые хорошо представлены в навигации сайта, упоминается эта фраза. Тогда их можно перелинковать.

Что касается поискового намерения, допустим, что одна из таких страниц посвящена здоровью ротовой полости. Эта тема взаимосвязана с предыдущей (зубная паста), поэтому мы можем добавить ссылку на ту страницу, эффективность которой мы хотим повысить. Таким образом, важно найти такие связи между страницами. Причём ориентироваться нужно не только не только на страницы с внутренними ссылками, но и с внешними.

2. Используйте страницы категорий

Если у вас имеется меню навигации со ссылками на главную страницу, товары, услуги, страницы «О нас», «Контакты» и т.п., то это те типы страниц, на которые можно добавить ссылки на страницы с long-tail ключами и, возможно, получить выгоды.

3. Новые страницы верхнего или второго уровня

Если не получается добавить ссылки на существующие страницы (например, они и так содержат слишком много ссылок или же это неуместно в конкретном случае), подумайте над созданием новых страниц верхнего уровня под названием «Дополнительные ресурсы», «Интересные страницы» или что-то в этом роде. В ранее рассмотренном случае это может быть страница, посвящённая здоровью ротовой полости. И уже на эту страницу верхнего уровня можно будет добавить ссылки на нужные вам страницы, погребённые в системе навигации, направив к ним поток ссылочного веса.

ИСТОЧНИКMoz
Редактор-переводчик. Специализируется на западном интернет-маркетинге и SEO. Освещает события в этой области с 2014 года.