Покупка LinkedIn: тонкий ход или грандиозный просчёт Microsoft?

Автор: Крис О'Брайен - журналист-обозреватель, автор материалов для San Jose Mercury News, Los Angeles Times, Venture Beat.

На этой неделе в интернете активно обсуждалось масштабное событие: покупка корпорацией Microsoft социальной сети LinkedIn. Сделка будет закрыта уже в этом году, а её общая сумма составит $26,2 млрд. С тех пор, как Сатья Наделла занял пост генерального директора Microsoft, компания ещё не совершала столь масштабных приобретений.

Несмотря на многообещающие заявления Microsoft, покупка привела в замешательство практически всех, кто хоть сколько-нибудь знаком со спецификой бизнеса корпораций из Кремниевой долины. Жаркие обсуждения не смогли заглушить даже многочисленные анонсы Apple на WWDC 16.

В чем сомневаются эксперты? И почему же они не верят в радужные обещания ключевых участников сделки? Прежде всего, потому, что большая часть подобных инвестиций, слияний и поглощений заканчивается ничем. Вероятность того, что сделка послужит толчком к созданию нового и прорывного продукта, равна нулю.

Почему? Давайте посмотрим в глаза реальности и попытаемся спрогнозировать, что же произойдет в отдалённом будущем, когда руководство Microsoft получит одобрение от акционеров LinkedIn на проведение своих решений.

micro_linked

Рыночная стоимость LinkedIn. На фоне сообщения о сделке интернет наводнила масса прогнозов и прочих аналитических документов, содержащих данные только что обновлённой статистики. Каждая цифра буквально призвана подчеркнуть стремительный рост стоимости акций компании. Полгода назад, а именно, 2 февраля 2016, цена одной акции LinkedIn равнялась $203. После того, как компания огласила финансовые результаты за четвёртый квартал 2015 и год в целом, а также поделилась пессимистичным прогнозом на 2016 год, стоимость акций компании обвалилась на 43,6%. Потери инвесторов оказались колоссальными.

Сегодня сумма, за которую Microsoft готова приобрести социальную сеть, кажется просто астрономической. Однако даже по завершении сделки инвесторы не смогут перекрыть свои финансовые потери. Один лишь этот факт свидетельствует о том, что избежать недовольства и расхождения мнений по различным вопросам в рядах акционеров новым собственникам не удастся.

Бизнес LinkedIn. Это ещё один важный аспект, который требует пристального рассмотрения. Главной причиной для беспокойства инвесторов в последние месяцы стало ощутимое замедление темпов роста числа объявлений о вакансиях. Во многом это обусловлено тем, что рынок труда в США в последние месяцы растёт слишком медленно. Этот фактор явно указывает на то, что в перспективе бизнес компании может столкнуться с серьёзными трудностями, а на момент покупки LinkedIn чувствует себя куда лучше, чем это может быть в перспективе.

Рекордные сделки Microsoft. Если абстрагироваться от конкретной покупки, можно вспомнить целый ряд громких сделок, которые в итоге так и не принесли ожидаемой отдачи всемирно известной корпорации. Чего стоила одна только покупка Nokia за $7,1 млрд? И всё ради того, чтобы впоследствии избавиться от компании и даже отказаться от мобильных разработок.

Не менее яркими эпизодами в истории Microsoft стали: приобретение Yammer в 2012 году за $1,2 млрд. и покупка Skype за $8,5 млрд. А теперь попробуем ответить на вопрос: сколько информационно-развлекательных платформ и мессенджеров нужно одной (пусть даже и крупной) технологической корпорации? А главное, зачем?

Ни один разработчик на стороне бизнеса не смог бы представить себе в деталях, как можно совместить все эти платформы и технологии внутри одной компании. Не знает этого, на самом деле, и руководство Microsoft. Однако надежда на то, что это понимание появится после того, как сделка будет закрыта, не покидает ключевых представителей Microsoft.

Не случайно, Наделла заявляет: «В сущности, мы можем изобрести новые подходы, которые могли бы заметно повысить эффективность специалистов и одновременно с этим позволили бы полностью пересмотреть подходы к продажам, маркетингу, управлению талантами и бизнес-процессами. Я не могу дождаться момента, когда сделка будет закрыта, и мечтаю о том, как наши команды начнут работать вместе. Надеюсь, это произойдет уже в текущем календарном году».

Рассуждения о сделке. Часть 1. С одной стороны, покупка буквально олицетворяет собой изрядно переоценённую, но модную сегодня идею «синергии». К слову, это понятие редко используется в профессиональной аналитике. Первичная концепция «объединения мощностей» сводится к тому, чтобы встроить LinkedIn буквально во все виды программных продуктов Microsoft. Прекрасно! Но будут ли этим довольны пользователи. Неужели каждый из нас мечтает поделиться своим рабочим документом в Word или Excel с участниками профессионального сообщества? Разве кому-то станет легче от того, что его профиль на LinkedIn сделается основным аккаунтом в Office, Skype и даже в операционной системе Windows?

Уже сейчас в корпорации активно ведутся разговоры о том, как ловко Microsoft сможет проникнуть во все сферы бизнеса, освоит новые перспективные каналы коммуникаций, предложит своим клиентам более мощные облачные сервисы. Но стоят ли все эти идеи того, чтобы одна из крупнейших в мире технологических компаний вложила $26 млрд. в проект, только чтобы заполучить в перспективе новых потребителей немного модернизированных услуг?

Рассуждения о сделке. Часть 2. С точки зрения организационной структуры LinkedIn останется независимой компанией.

Это подтвердил сам Наделла: «LinkedIn сохранит существующий бренд и независимость, поскольку корпоративная культура и организация бизнес-процессов в этой компании очень близки нам. Джефф Вейнер продолжит работать в должности CEO LinkedIn, будет подчиняться непосредственно мне, войдёт в совет директоров. По существу, я попросил Джеффа управлять LinkedIn, используя те KPI и подходы к их измерению, которые бы обеспечили успех всем нам. Впоследствии он сам решит, какие схемы стоит интегрировать в бизнес, а какие – нет».

По сути, утверждение генерального директора Microsoft гласит: компании будут работать вместе, но бизнес будет автономным. В то же время, практика показывает, что избежать недопонимания на высшем уровне при таком подходе к ведению дел – невозможно.

Резюмируя всё сказанное выше, можно сделать вполне предсказуемый вывод: для Microsoft эта сделка может оказаться слишком рискованной. Текущая стоимость LinkedIn а чрезмерно завышена, отдача от инвестиций непредсказуема, а перспективы развития у социальной сети для профессионалов – туманны. Ситуация на рынке труда до сих пор остаётся нестабильной. Бизнес LinkedIn в ближайшем будущем может столкнуться с ещё более серьёзными проблемами, чем те, которые компания уже испытала этой зимой.

Что же до корпорации Microsoft, то она, без сомнения, выстоит и преодолеет даже кризисные времена. Однако отдачи от текущих вложений технологический гигант может дожидаться годами.
Источник: http://venturebeat.com/2016/06/13/5-reasons-microsofts-26b-linkedin-deal-will-be-a-catastrophic-failure/
preview Как распространение голосового поиска влияет на экосистему онлайн-бизнеса

Как распространение голосового поиска влияет на экосистему онлайн-бизнеса

Распространение голосового поиска растёт стремительными темпами. Во многом это обусловлено популярностью мобильных персональных ассистентов...
preview Мобильная реклама сегодня на той же стадии развития, что и телевизионная 60 лет назад

Мобильная реклама сегодня на той же стадии развития, что и телевизионная 60 лет назад

Сегодня с точки зрения динамики развития место телерекламы полностью заменила мобильная интернет реклама: именно на этот сегмент приходится до 20% всех затрат рекламодателей...
preview 3 причины продажи LinkedIn гиганту Microsoft, которые заставляют задуматься

3 причины продажи LinkedIn гиганту Microsoft, которые заставляют задуматься

Почему же руководство социальной сети решило продать свою компанию...
preview TNS: Обзор аудитории мобильного Интернета

TNS: Обзор аудитории мобильного Интернета

С 13 по 15 апреля 2016 года в Подмосковье проходит юбилейная XX конференция РИФ+КИБ 2016
preview Yahoo: трудности выбора бизнес-стратегии

Yahoo: трудности выбора бизнес-стратегии

Авторы: Ханна Кучлер (Hannah Kuchler) и Ричард Уотерс (Richard Waters) Источник: The Financial Times После того, как корпорация Yahoo объявила о своем намерении выделить до...
preview У Google Glass нет будущего? Да здравствуют новые умные очки!

У Google Glass нет будущего? Да здравствуют новые умные очки!

Автор: Рейчел Метц (Rachel Metz), редактор MIT Technology Review. Источник: technologyreview.com