Маркетинг в социальных сетях

    2

    Меньше, чем через 6 месяцев — в декабре — мне предстоит провести мониторинг прочитанных за год книг и выбрать три, которые я буду рекомендовать особо. Обычно это довольно мучительный выбор, однако в этот раз задачу будет решить легче: одно место в списке уже зарезервировано. Практически со стопроцентной уверенностью могу сказать, что строку в топ-3 займет «Маркетинг в социальных сетях» Дамира Халилова. После прочтения она не отправилась на полку, а осталась на столе, и периодически я пересматриваю изложенные там советы. Поверьте, такое случается крайне редко.

    Признаюсь, меня поначалу насторожили 23 восторженных отзыва от «первых читателей», помещенные на шести страницах еще до оглавления. Бизнес-тренеры, бизнесмены, писатели, издатели, топ-менеджеры и другие эксперты на все лады так прославляют труд своего коллеги, что это кажется подозрительным: а не пытаются ли тебя загодя убедить в полезности книги, хотя на деле она ничем не отличается от десятков тех, что были написаны в америках-европах годы и годы назад? Что ж, приходится признать — «Маркетинг в социальных сетях» достоин всех этих дифирамбов. И добавить свежую мысль к тем, что уже были высказаны по поводу этой книги, мне будет непросто.

    Как отмечают все рецензенты, главное ее достоинство в том, что написана она отечественным практиком и адаптирована к особенностям нашего поведения в соцсетях, которое несколько отличается от зарубежных. И на первых же страницах, во «Введении», Дамир Халилов заявляет, что не будет рассматривать «серые» и «черные» методы продвижения: спам, постинг на стены, накрутку показателей и использование ботов. «Все это не только неэффективно, но и чревато большими репутационными рисками — спам вызывает у людей резкое отторжение и формирует негативное отношение к самой компании», — поясняет автор. Он совершенно точно подмечает, что основной тренд современного SMM — полное «обеление» и отказ от любых сомнительных инструментов.

    Еще одним плюсом «Маркетинга в социальных сетях» является то, что в ней нет попыток пространно объяснить читателю преимущества социальных сетей по сравнению с другими инструментами продвижения. Книга рассчитана на тех руководителей фирм и специалистов по маркетингу, которые уже поняли и оценили эти плюсы, а теперь нуждаются в грамотном руководстве по построению эффективной кампании. И Дамир Халилов создал именно пособие, методичку — в хорошем смысле слова — по SMM.

    Первая глава представляет собой введение в Social Media Marketing, четыре последующих посвящены особенностям тех соцсетей, которые наиболее популярны на наших просторах: «ВКонтакте», Facebook, Twitter, Fousquare и другим геосоциальным сервисам. Далее речь идет о мониторинге соцсетей и блогов, оценке эффективности и реализации SMM-кампании. Завершают книгу три приложения, о которых я чуть позже скажу отдельно.

    Я не зря назвал «Маркетинг в социальных сетях» методичкой. Абсолютно все советы Дамира Халилова практичны, он пошагово описывает, как именно вы сможете достичь максимального успеха. Автор разбирает особенности каждой сети, характеризует ее пользователей и, исходя из этого, дает рекомендации по грамотному созданию, эффективному наполнению и продвижению странички (включая контекстную рекламу, спецпредложения и другие аспекты продвижения). Нет смысла добавлять, что главы снабжены конкретными примерами, скриншотами и описаниями из практики самого Дамира и его компании. В конце каждой главы дано резюме — to do list: короткий список последовательных шагов, которые необходимо выполнить для запуска кампании.

    Теперь о приложениях, которые я обещал упомянуть отдельно. В них перечислены SMM-инструменты создания и продвижения сообществ бренда, контента, собственных информационных площадок и т.п.; приводится список ключевых (6 страниц!) навыков SMM-специалиста; анализируются тонкости ценообразования на рынке Social Media Marketing’а.

    И еще. В отличие от многих своих коллег, Дамир Халилов не пытается убедить читателя, что соцсети — это оптимальный канал продвижения любого бизнеса. Напротив, он приводит перечень сфер, для которых такой вид маркетинга не будет работать. Что же касается вопроса о том, нужно ли компании нанимать специализированное агентство по SMM-маркетингу или попытаться обойтись своими силами, то его автор оставляет открытым. В соответствии с задекларированной в начале концепцией честности, он лишь перечисляет плюсы и предупреждает о минусах каждого решения, оставляя выбор за вами. Однако, прочтя руководство «Маркетинг в социальных медиа», вы, если и не станете экспертом по SMM, то, по крайней мере, будете четко понимать, что нужно делать, и как это работает. Особенно, если последуете моему примеру и оставите книгу под рукой.