Михаил Козлов: «Спутник развернёт активную рекламную кампанию следующей весной»

В конце мая 2014 года Ростелеком официально представил бета-версию поисково-сервисного портала «Спутник». О ближайших планах поисковика и целях его запуска рассказал Михаил Козлов, директор по продукту компании «Спутник», в новом подкасте «Неделя в поиске» с Сергеем Петренко на Searchengines.ru.

По словам Михаила, поисковый продукт «Спутник» имеет чётко выраженное отличие от укоренившихся на рынке конкурентов. Прежде, чем приступить к запуску поискового сервиса, аналитики компании Ростелеком проанализировали ситуацию на рынке поиска и интернет-проектов в целом и выявили свободную нишу, которую может занять, так называемый, «третий поисковик». Сегодня многие используют несколько поисковых машин для разных целей: Яндекс — для поиска на территории России; Google или Bing – для поиска контента на зарубежных сайтах. Таким образом, особую нишу на рынке может занять специальный поисковик, который будет решать отдельные задачи лучше, чем существующие поисковые системы. Это может быть работа с социальными и некоммерческими запросами. Аудитория интернета сильно меняется — она уже не та, что 10 лет назад. В сеть приходят люди старшего возраста, которым надо решать определённые задачи. Чаще всего — коммуникационные. Пользователи старшего поколения уже довольно активно используют интернет для решения повседневных задач.

Тем не менее, существующие поисковые системы в большей степени нацелены на то, чтобы решать развлекательные задачи, осуществлять поиск научной информации, предоставлять большое количество результатов по коммерческим запросам. У людей же нередко возникает необходимость найти социально значимую информацию, связанную с повседневной жизнью: к примеру, ближайший физкультурно-оздоровительный центр, а не фитнес-клуб. Именно на поиск такой информации, по словам Михаила, и будет нацелен «Спутник». Поисковая система сосредоточится на решении социальных вопросов и установлении взаимоотношений между пользователями и государственными органами и учреждениями.

Главное отличие «Спутника» от закрепившихся на рынке поисковиков состоит в том, что система не преследует цель давать пользователю все многообразие ответов на запрос. При данной специфике поиска важно предоставлять один витальный ответ. Важно уметь находить официальную информацию по конкретному региону. В этом и видят миссию «Спутника» его разработчики.

В целом же с точки зрения технологий поисково-сервисный портал Ростелекома не будет кардинально отличаться от других поисковых систем. Основной упор при разработке сделан именно на специализацию. «Спутник» в большей степени сосредоточен на индексации государственных сайтов, ресурсов ведомств, порталов региональных органов власти и т.д. Прежде всего, это государственный поисковик. У других поисковых систем нет такого фокуса.

Создатели «Спутника» не исключают, что после его полноценного запуска владельцы поисковика могут сосредоточиться на разработках полноценных поисковых продуктов для госкорпораций и ведомств. Сегодня в каждом ведомстве есть мощные структуры, которые занимаются осуществлением поиска. Однако разработка технологий остается серьёзной проблемой: у государственных структур и корпораций существуют определённые требования к секретности информации — допустить иностранных поставщиков технологий к работе над внутренними поисково-информационными сервисами невозможно. Ростелеком разработал собственные технологии, чтобы сотрудничать с государственными компаниями.

И все же, пока текущий статус проекта «Спутник» – это публичная бета-версия. Многие сервисы еще не запущены. Ряд продуктов только тестируется. Отдельные проекты отклоняются на этапе запуска. Портфель продуктов постоянно пересматривается и обновляется. Поскольку основной продукт – поисковый, то все сопутствующие сервисы должны быть вертикальными поисками и отвечать конкретным потребностям человека. Так, сегодня в «Спутнике» успешно работает поиск лекарств, сервис «Мой дом» и др.

Отдельным и масштабным проектом для «Спутника» стали Карты. Для их разработки команда использует собственную технологию: создаются растровые изображения; серьезная работа ведётся над проблемой точности поиска по карте.

Михаил Козлов также поделился следующим наблюдением: графики посещаемости показывают, что интерес к проекту – высок. В российском обществе есть определенный запрос на консервативную идеологию и на сервисы, связанные с такой консервативностью. Еще в период расцвета поисковой системы «Рамблер» существовал миф о том, что конверсия с этой поисковой системы выше, чем, к примеру, из Яндекса, потому что его используют для бизнеса. Аудитория на «Рамблере» всегда отличалась от пользователей Яндекса, который тогда позиционировал себя в качестве высокотехнологичного молодого продукта. На «Рамблер» ходили те, кто не хотел видеть чего-то лишнего в результатах поисковой выдачи. Сегодня роль такого консерватора намерен выполнять «Спутник». У поисковой системы есть семейный фильтр, который предназначен для того, чтобы не показывать ничего раздражающего и нежелательного конкретному пользователю. Контент «Спутника» также более консервативен, чем в других поисковых системах.

Говоря о коммерческих интересах создателей и инвесторов проекта, Михаил Козлов сообщил, что в настоящее время команда «Спутник» изучает возможные пути монетизации сервиса. Поиск – продукт довольно дорогостоящий, требующий высоких затрат на технологии. Вот почему монетизация продукта становится довольно важным вопросом для любого подобного проекта.

В настоящее время рассматривается 3 модели монетизации «Спутника»:

  1. Примерно через год-полтора планируется запуск рекламы на сервисе. Однако рекламы в «Спутнике» будет очень мало. Не исключено, что использовать площадку будет владелец системы компании Ростелеком.
  2. Рассматривается и транзакционная модель монетизации сервиса. Уже сейчас в «Спутнике» можно оплатить ЖКХ. В будущем может появиться возможность оплаты штрафов, налогов и других социальных платежей. Работа по внедрению на сервис возможностей оплаты будет вестись как с партнёрами, так и с непосредственно с компанией Ростелеком, которая готовится запустить собственную платёжную платформу.
  3. Третий возможный вариант монетизации – это заказные разработки поисковых технологий. Сегодня у «Спутника» есть планы создать отдельную команду для разработки кастомных поисковых продуктов под заказ.

Также у поискового портала есть собственные планы по продвижению. Однако пока основная задача команды сводится к тому, чтобы довести продукты состояния, когда привлекаемая аудитория будет задерживаться на сервисе, а не уходить с него. За время с момента запуска «Спутника» разработчики уже успели получить важный фидбэк от пользователей.

Также появилась статистика пользователей по проектам. В частности, особую популярность среди пользователей приобрел сервис «Телепрограмма». Люди охотно пользуются информационными возможностями сервиса, просматривают телепрограммы. Проект будет развиваться в дальнейшем.

Если говорить о планах по активному продвижению «Спутника», то на третий и часть четвёртого квартала запланированы доработки сервисов. На весну следующего года запланированы активные работы по продвижению проекта к целевой аудитории.

Комментируя новость о том, что команда сервиса Топвизор сообщила о запуске функционала для проверки позиций сайта в поисковой системе «Спутник», Михаил Козлов пообещал, что в ближайшем году «Спутник» представит собственные сервисы для вебмастеров. «Безусловно, должна быть корректная информация о том, какие страницы проиндексированы, возможность для вебмастера подать страницу на индексацию. Работа с вебмастерами будет обязательно вестись», — подытожил он.

Напомним также, что еще мае 2014 Михаил Козлов сообщал, вскоре форма для добавления сайта появится в разделе для вебмастеров, и она появилась по адресу http://corp.sputnik.ru/webmaster.

Поисковый портал «Спутник» построен вокруг сервисов, облегчающих жизнь человека в современном мире, и уже доступен в тестовом режиме по адресу sputnik.ru. Государственная поисковая система намерена конкурировать с Яндексом, которому принадлежит 62% рынка, Google и Mail.Ru.

Редактор-переводчик портала Searchengines.ru, работает на сайте с 2010 года. Специализируется на западном интернет-маркетинге, новостях социальных сетей и поисковых систем. Постоянно принимает участие в профильных семинарах и конференциях в качестве журналиста-обозревателя. Языки: английский, французский.