Михал Фейкс: «В 2020 году здесь не будет Google. Свои службы они продадут, и купит их Seznam»

Интервью с исполнительным директором чешской поисковой системы Seznam.cz (Michal Feix).

— Seznam является локальным лидером в Чехии, как «Яндекс» в России. Другие страны Европы давно покорились Google. В чем причина такого стремительного завоевания, и почему некоторым локальным рынкам удается держаться?

– Да, Google не является лидером всего в нескольких странах – по разным причинам.. В Китае это связано с политическими мотивами, в Южной Корее со спецификой поведения восточной аудитории, в России и Чехии, мне кажется, с особенностями языка. Многое зависит и от локальных нужд пользователей: в Чехии недостаточно перевести поисковик на чешский язык, нужно учитывать поведение и консерватизм пользователей. Ну, например, несколько лет назад открыли окружную дорогу вокруг Праги – мы сразу нарисовали все на картах в нашем сервисе Mapy.cz, потому что в этом нуждались многие. Такие мелочи, понимание специфики работы на локальном рынке, сильно влияют на лояльность.

– Не боитесь, что все может в любой момент измениться, и Google станет для вас по-настоящему серьезным конкурентом?

– Для Google рынок Чехии не является основным – здесь сложно выстроить очень прибыльный бизнес из-за малочисленности населения. Всего 10,5 миллиона жителей, меньше населения Москвы (11 500 000 по данным 2010 года – Slon). Кроме того, важно понимать, что Google просто добиваться лидерства (и сохранять его) в странах, где локальный язык основан на латинице (английский, немецкий, испанский и т.д.). Для этого им необходимо просто перевести веб-сервис на родной язык. Адаптация под нужды аудитории в таком случае отсутствует – но это не работает в Чехии, у нас тут требовательная аудитория, ей нужно все и сразу, точка выхода в интернет с поиском, новостями, почтой, погодой, онлайн-магазинами и так далее. Так что нет, конкуренции мы не боимся.

Есть еще различия в бизнес-стратегиях Seznam.cz и Google. У нас есть сильный отдел продаж, в нем работает 500 человек – это специалисты, которые поддерживают постоянную связь с рекламодателями по всей Чехии, даже теми, что живут в небольших деревнях. Прислушиваются к их просьбам и пожеланиям. Дорога от того, чтобы услышать желания клиентов и пользователей, к их реализации очень коротка. Представить Google офис, реализующих нечто подобное, сложно. На это нужно слишком много затрат, нерелевантных для бизнеса международной корпорации на локальном рынке…

– Расскажите про свою компанию, сколько у вас сотрудников?

– Почти 1000 людей. Мы растем очень быстро: приток новых трудовых ресурсов составляет 20–30% в год. Это связано с тем, что растет прибыль, рынок развивается, и интернет как канал продвижения привлекает внимание все большего числа компаний. К сожалению, темпы роста проникновения интернета в Чехии не такие высокие, как в России. Сейчас интернет-аудитория составляет примерно 6,5 миллиона человек (в прошлом году – 5,6 миллиона). И 90% из них используют Seznam.cz как точку входа в сеть (нам на радость). Динамика есть, и заключается она, в основном, в развитии мобильного интернета…

Читать интервью далее на slon.ru

Журналист, новостной редактор, работает на сайте с 2009 года. Специализация: интернет-маркетинг, SEO, поисковые системы, обзоры профильных мероприятий, отраслевые новости рунета. Языки: румынский, испанский. Кредо: Арфы нет, возьмите бубен.