Возможность введения внесудебной процедуры, где арбитром выступает третье лицо, снизит нагрузку на суды, а также благотворно скажется на добросовестности участников рынка.
Минэкономики предлагает создать в России онлайн-платформу для внесудебного урегулирования конфликтов между потребителями и интернет-ритейлерами. Об этом сообщает «Коммерсант», со ссылкой на письмо директора департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономики Максима Паршина, адресованное бизнес-сообществу.
Число жалоб интернет-покупателей растет, а вместе с этим растет и нагрузка на судебную систему, пишет Паршин. По его мнению, для урегулирования споров целесообразно рассмотреть зарубежные механизмы досудебного обжалования. Он напоминает о действующей в странах ЕС онлайн-платформе Online Dispute Resolution, где жалобы потребителей рассматриваются нейтральной стороной без участия судебных инстанций.
Паршин отметил также, что работа на такой платформе не является сложной. После регистрации на площадке, пользователь подает жалобу в электронной форме, приложив к ней документы, подтверждающие «полномочия заявителя и факт нарушения прав». После этого определяется организация, которая в течение 90 дней должна будет рассмотреть жалобу и принять решение.
Минэкономразвития просит экспертов отрасли оценить целесообразность внедрения такого механизма, решить, стоит ли создавать единый независимый орган по решению споров (саморегулируемую организацию, СРО) или несколько отдельных СРО по разным категориям товаров и услуг, наделять ли их полномочиями по наложению на продавцов санкций и так далее.
Объем рынка интернет-ритейла в России в 2015 году, по оценке Data Insight, составил 650 млрд руб. (рост на 16% в рублях и падение на 28% в долларах), его трансграничного сегмента — 160 млрд руб. (рост на 88% в рублях и на 28% в долларах).