Минюст РФ приступил к разработке законопроекта, направленного на защиту прав потребителей в сфере интернет-торговли и услуг.
Ведомство разместило на портале проектов нормативных правовых актов уведомление о подготовке поправок к законам «О защите прав потребителей» и «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
В документе отмечается, что необходимость создания соответствующей системы механизмов «вызвана возрастающим числом жалоб потребителей, связанных с онлайн-покупками и оказанием онлайн-услуг, а также необходимостью сократить издержки потребителей и государства на ведение судебной защиты нарушенных прав потребителей и затраты бизнеса на администрирование обработки и хранения претензий потребителей в бумажной форме».
По словам авторов, законопроект направлен на создание благоприятных условий для развития частных инициатив по обеспечению эффективной защиты прав потребителей с использованием механизмов альтернативного урегулирования споров и информационных технологий.
В Минюсте считают, что новый законопроект позволит укрепить доверие потребителей к сфере онлайн-торговли, упростить и сделать более доступной защиту их прав, а также снизить нагрузку на судебную систему.
Законопроект разрабатывается в целях реализации национальной программы «Цифровая экономика РФ».
Напомним, в настоящее время в Российской Федерации не существует нормативно-правовой базы онлайн-урегулирования споров. В конце 2016 года Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) выступила с предложением создания на своей базе саморегулируемой организации (СРО), которая в досудебном порядке будет решать проблемы клиентов интернет-магазинов. Соответствующие нормативные документы о создании CPO были поданы в Минюст.
Минэкономики также демонстрировало заинтересованность в запуске подобного механизма и предлагало создать в России соответствующую онлайн-платформу, основываясь на примере зарубежных механизмов досудебного обжалования.