Всё, что нужно знать о mobile-first индексации и её влиянии на SEO

Автор: Бриджит Рэндольф (Bridget Randolph) – консультант по интернет-маркетингу и SEO, США.

В последнее время мы часто слышим о mobile-first индексации – последней инициативе в продолжающейся работе Google над тем, чтобы сделать интернет более дружественным к мобильным устройствам.

Переход на mobile-first индекс – это новый мобайлгеддон?

В статье мы разберёмся, что это изменение в работе Google значит для рядового владельца бизнеса, и каких действий со стороны SEO-специалистов оно требует. Мы также ответим на часто задаваемые вопросы о mobile-first индексации.

Что такое «mobile-first индексация»?

Mobile-first индексация означает, что Google начнёт индексировать в первую очередь мобильную версию ресурса и будет ориентироваться на неё при ранжировании. Отслеживая трафик на сайт, вы будете видеть рост количества посещений со стороны Smartphone Googlebot, а кэшироваться будут мобильные версии страниц.

Почему «mobile-first»? Потому, что это не mobile-only индекс: если у сайта нет mobile-friendly версии, в индекс будет включаться десктопная версия. Однако отсутствие оптимизированной под мобильные устройства версии может негативно сказаться на ранжировании сайта, а ресурс, который будет более удобным для мобильных пользователей, потенциально сможет получать более высокие позиции и в десктопном поиске.

Если десктопная и мобильная версии страницы будут эквивалентными, например, при использовании адаптивного дизайна, то это изменение не окажет значительного влияния на эффективность сайта в результатах поиска.

Тем не менее, этот переход знаменует собой фундаментальное изменение в том, как Google оценивает контент сайта и приоретизирует сканирование и индексацию. На данный момент основной версией сайта считается десктопная, а мобильная версия рассматривается как «альтернативная», предназначенная для конкретных случаев использования.

Поэтому Google поощряет вебмастеров с отдельным мобильным сайтом (m.domain.com) настраивать теги переключения (switchboard tags), которые указывают на существование мобильной версии URL с помощью специального тега rel=alternate. При наличии таких тегов Google не нужно сканировать и кэшировать мобильные версии страниц, поскольку он может попросту отобразить мобильный URL для мобильных пользователей.

Приоретизация десктопной версии со стороны Google привела к тому, что SEO-специалисты и маркетологи уделяли ей максимальное внимание, и она создавалась как основная версия ресурса с максимально полным контентом, разметкой структурированных данных, большинством обратных ссылок, тегами hreflang и т.д., в то время как мобильная версия зачастую являлась «урезанной», с меньшим количеством контента и внешних ссылок.

Как подготовиться к mobile-first индексации?

Первое, что нужно знать – нет никакой причины для паники. В настоящее время это изменение находится на самых ранних стадиях тестирования и запускается очень медленно и только для тех сайтов, которые Google считает достаточно «готовыми» для этого. С помощью такого подхода Google хочет сделать так, чтобы последствия для сайтов были минимальными.

Согласно последнему руководству от Google по этой теме, если ваш сайт является адаптивным или иным образом эквивалентным в десктопной и мобильной версиях, то ничего дополнительно делать не нужно (при условии, что вы уже довольны работой своего ресурса и его позициями в результатах поиска).

Даже если сайт является адаптивным, важно убедиться, что мобильные страницы быстро загружаются, а изображения и другие динамические элементы оптимизированы для мобильных устройств. При этом важно помнить, что после перехода на mobile-first индексацию контент, скрытый во вкладках и под ссылками типа «Нажмите, чтобы прочитать», будет обрабатываться так же, как и контент, видимый по умолчанию.

При наличии отдельного мобильного сайта, следует проверить следующие пункты:

  • Контент. Убедитесь, что мобильная версия содержит весь тот качественный и ценный контент, который доступен в десктопной версии ресурса: текст, видео и изображения. Удостоверьтесь, что используемые в мобильной версии форматы являются сканируемыми и индексируемыми (включая атрибуты alt для изображений).
  • Структурированные данные. В десктопной и мобильной версии сайта должна использоваться одинаковая семантическая разметка. URL, показываемые в рамках структурированных данных на мобильных страницах, должны быть мобильными. Избегайте добавления ненужных структурированных данных, нерелевантных содержимому страницы.
  • Метаданные. Убедитесь, что заголовки Title и метаописания эквиваленты на обеих версиях всех страниц. Обратите внимание, что в официальном руководстве используется слово «эквивалентный», а не «идентичный». Это значит, что вы всё ещё можете делать мобильные заголовки более короткими, но контент страницы должен включать одну и ту же информацию и релевантные ключевые слова.
  • Hreflang. Если вы используете атрибут rel=hreflang для интернационализации, то мобильные URL должны указывать на мобильные версии страницы, а десктопные URL – на десктопные.
  • Социальные метаданные. Разметка OpenGraph, Twitter Cards и другие социальные метаданные должны содержаться и в десктопной, и в мобильной версии страницы.
  • XML Sitemap. Убедитесь, что все ссылки на карту сайта доступны из мобильной версии ресурса. Это также касается директив robots (robots.txt или метатега robots) и даже таких сигналов доверия, как ссылки на политику конфиденциальности.
  • Search Console. Подтвердите и десктопную, и мобильную версию в Search Console.
  • App Indexing. Если вы настроили индексацию приложений на десктопном сайте, убедитесь, что вы также подтвердили мобильную версию сайта.
  • Ёмкость сервера. Убедитесь, что ваши хост-серверы способны справляться с повышенной скоростью сканирования. (Этот пункт применим только к тем сайтам, мобильная версия которых размещена на отдельном хосте, таким как m.domain.com).
  • Теги переключения. Если вы уже реализовали теги переключения, то менять эту имплементацию нет нужды.

Распространённые вопросы о mobile-first индексации

Будут ли мобильные страницы добавляться в отдельный мобильный индекс после перехода на mobile- first индексацию?

После перехода на mobile-first индексацию у Google будет один индекс (тот же, который используется сейчас). Это изменение не означает, что Google создаст новый mobile-first индекс или отдельный мобильный индекс. Вместо этого поисковик просто поменяет свой подход к тому, как он добавляет контент в существующий индекс.

Mobile- first индекс уже запущен? Если нет, то когда это произойдёт?

Google экспериментирует с новым подходом к индексации на небольшом количестве сайтов, которые были выбраны на основании их предполагаемой «готовности». Более широкий запуск, вероятно, займёт длительное время. В июне сотрудник Google Гэри Илш заявил, что полный переход на  mobile-first индексацию может занять несколько лет.

То же самое говорилось и в посте в Google Webmaster Blog, опубликованном 18 декабря:

«Мы будем оценивать сайты по отдельности, исходя из их готовности к mobile-first индексации, и будем переводить их тогда, когда они будут готовы. Этот процесс уже начался для ряда сайтов и внимательно отслеживается командой поиска… Мы продолжаем сохранять осторожность при развёртывании mobile-first индексации. Мы считаем, что медленный запуск поможет вебмастерам подготовить свои сайты для мобильных пользователей, и по этой причине у нас нет установленных сроков завершения этого процесса».

Будет ли Google использовать мобильную версию для определения позиций сайта в ранжировании?

Mobile-first индексация означает, что при определении позиций сайта в поисковой выдаче мобильная версия будет рассматриваться как основная. Однако также возможны ситуации, когда во внимание будет приниматься десктопная версия. Например, если мобильной версии у страницы нет.

При этом вы, возможно, по-прежнему будете наблюдать разные позиции сайта в мобильном и десктопном поиске, поэтому захотите отслеживать оба этих канала. Так, в настоящее время Google использует преимущественно десктопную версию для определения позиций сайта, однако SEO-специалисты отслеживают и позиции в мобильном поиске, поскольку они отличаются от позиций в десктопной выдаче.

Когда Google может использовать десктопный сайт вместо мобильного для определения позиций в ранжировании?

Мы уже говорили об этом выше: вероятнее всего, это будет происходить в том случае, если у сайта нет мобильной версии.

Возможны также ситуации, когда десктопная версия имеет дополнительные сигналы ранжирования (такие как обратные ссылки). Эта информация также может приниматься во внимание. Однако нет никаких гарантий того, что Google будет сканировать или индексировать десктопную версию после того, как увидит мобильную.

Поэтому, если на момент запуска mobile-first индексации работа над мобильной версией всё ещё не будет закончена, то лучше вообще не иметь мобильного сайта, чем иметь нерабочий или незавершённый. Согласно рекомендациям Google, в данном случае лучше отложить запуск мобильного сайта до тех пор, пока он не будет полностью готов.

Как быть, если у сайта нет мобильной версии?

Если у сайта нет мобильной версии, а десктопная версия не оптимизирована для мобильных устройств, то контент по-прежнему будет индексироваться. Однако он может ранжироваться хуже по сравнению с mobile-friendly страницами.

Второй вопрос: как это изменение отразится на ресурсах с крупным десктопным сайтом и небольшим мобильным? Будет ли индексироваться контент десктопной версии, который отсутствует в мобильной версии, и будет ли он показываться в десктопном поиске?

Конечная цель перехода на mobile-first индексацию состоит в том, что индекс будет основан преимущественно на сканировании мобильного контента. Если у вас имеется хорошо индексируемая десктопная версия, то Google не будет мгновенно убирать её содержимое из существующего индекса, чтобы заменить его контентом мобильного сайта. Однако чем больше мобильная версия совпадает с десктопной с точки зрения наличия релевантного и ценного контента, тем более высока вероятность того, что сайт продолжит хорошо ранжироваться даже тогда, когда Google сократит сканирование десктопных версий сайтов.

Как это изменение повлияет на факторы ранжирования и стратегию SEO?

В будущем это может повлиять на целый ряд факторов ранжирования, и соответственно стратегию SEO. Синди Крум(Cindy Krum) из Mobile Moxie написала две отличные статьи (1 и 2) на эту тему.

Синди считает, что сама идея mobile-first индексации «может быть индикатором того, что Google становится менее зависимым от традиционных ссылок и HTML URL в ранжировании».

Похоже, что Google уходит от необходимости так сильно полагаться на «систему URL-адресов» для организации контента в пользу подхода API-типа, основанного «сущностях» (спасибо структурированным данным), а не ссылках.

Есть ли разница в обработке адаптивных и мобильных сайтов?

И да, и нет. Главное различие состоит в том, как много работы вам нужно сделать, чтобы подготовиться к этому изменению.

Если вы владеете полностью адаптивным сайтом, то единственное, о чём вам нужно позаботиться – это оптимизация мобильного пользовательского опыта (скорость страницы, время загрузки, навигация и т.д.).

При наличии отдельного мобильного сайта нужно убедиться, что мобильная версия содержит всё то же, что и десктопная, а это может предполагать большой объём работы.

Как это изменение повлияет на мой подход к показу рекламы/контента и т.д. на мобильном сайте?

Если ваш текущий подход к рекламе сводится к созданию плохого пользовательского опыта, то его определённо нужно менять.

Если вы скрываете часть содержимого мобильного сайта во вкладках или «гармошках», чтобы сэкономить место, то это не проблема, поскольку после перехода на mobile-first индексацию скрытый контент будет обрабатываться так же, как и видимый сразу после загрузки страницы (если он доступен для поисковых роботов и не закрыт от индексации).

Повлияет ли это изменение на использование атрибутов rel= canonical и тегов переключения?

Нет. На данный момент Google заявляет, что если вы уже внедрили теги переключения, то их нужно оставить, как есть.

Статьи по теме:

Источник: Блог Moz
preview Как молодому сайту получить качественные бэклинки?

Как молодому сайту получить качественные бэклинки?

Руководство по построению обратных ссылок. 8 эффективных способов создания качественных бэклинков
preview Профилактика проблем сайта при помощи автоматизации

Профилактика проблем сайта при помощи автоматизации

В крупных фирмах по продвижению каждый оптимизатор подчас ведёт до 60 проектов. Ясно, что отследить вручную всё, что может произойти с сайтом, не представляется возможным
preview Мифы и правда о корреляции в SEO

Мифы и правда о корреляции в SEO

В очередном выпуске Whiteboard Friday основатель Moz Рэнд Фишкин рассказал о том, как он относится к корреляционным исследованиям в области SEO
preview Своя модель атрибуции в Power BI для сквозной аналитики? – Легко!

Своя модель атрибуции в Power BI для сквозной аналитики? – Легко!

Статья о том, как, используя Power BI и несколько вспомогательных инструментов, внедрить сквозную аналитику для бизнеса и получить мощный инструмент отчетности
preview Стоит ли вкладываться в создание и продвижение одностраничного сайта? Кейс

Стоит ли вкладываться в создание и продвижение одностраничного сайта? Кейс

Можно ли продвинуть одностраничник в ТОП? Эффективно ли его использование для привлечения трафика из органической выдачи? Стоит ли в него вкладываться
preview 9 прогнозов для SEO на 2018 год

9 прогнозов для SEO на 2018 год

В статье известный западный эксперт по поисковому маркетингу Рэнд Фишкин делится своими прогнозами для SEO и интернет-маркетинга на 2018 год