Мой первый бизнес. Как оценить идею проекта и свои силы

    Кому-то приходилось смотреть телепрограммы формата ВВС «Логово драконов»? В них люди, ищущие инвесторов, представляют свои проекты, а группа экспертов-бизнесменов в течение нескольких минут оценивает предложение. В результате кто-то уходит из студии с новым партнером, а кто-то – с обидой и без денег. Меня всегда поражала логика потенциальных инвесторов и скорость, с которой они оценивают коммерческую эффективность проектов из совершенно разных областей. В этой книге автор, который провел четыре сезона в качестве эксперта «Логова драконов», подробно рассказывает, как инвестор оценивает проект и каким образом новичок может оценить его сам – пусть не за 20 минут, но за семь дней.

    Название книги в переводе куда больше соответствует ее сути, чем оригинальное – «Start Your Business in 7 Days». Автор действительно рассказывает, каким образом можно открыть свое дело за неделю – от оценки идеи до регистрации и празднования открытия, включая поиск первого заказа и денег. Но, в отличие от большинства изданий из разряда «как заработать первый миллион», Джеймс Каан предлагает читателю для начала задуматься: действительно ли ему это нужно, чем он готов пожертвовать ради заработка.

    Нужно отдать должное автору и переводчику: язык книги – это не вещание бизнес-гуру, скорей — рассказ более опытного товарища. Это вполне в духе Каана, который не считает необходимым для успеха «сверхагрессивный» стиль ведения бизнеса. Внешняя мягкость и доброжелательность не помешала ему «сделать себя»: начав с нуля, Каан с 1985 года занимается созданием, раскруткой и продажей самых разных компаний. В 2003 году он учредил компанию прямого частного инвестирования Hamilton Bradshaw. Сейчас в ее «портфолио» больше 40 компаний – от рекрутерских до девелоперских – с оборотом больше £400 миллионов.

    Каждая глава – «день» — посвящена поиску ответов на вопросы: подходит ли идея для создания бизнеса? будет ли она работать? как собрать команду? На мой взгляд, семь дней, о которых говорит Каан как о необходимом и достаточном сроке для запуска бизнеса, это, конечно, преувеличение. Точнее, преуменьшение. Поскольку часть вопросов, на которые требуется ответить – в первую очередь себе, а во вторую – инвестору, потребуют от новичка куда больше времени.

    Каан предлагает читателю определиться – что ему нужно от жизни? Какой образ жизни для него комфортен? Его любимая идея – это хобби или всеа-таки коммерческое хобби? К этой категории Каан относит, к примеру, мелкую торговлю антиквариатом. Либо предполагается «масштабируемый» бизнес? В конце каждой главы автор предлагает вопросы, на которые должен ответить себе начинающий предприниматель; эти же вопросы и советы собраны в конце книги.

    На первом этапе – этапе оценки идеи и проекта – автор предлагает минимизировать вложения. В частности, Каан весьма скептически относится к традиционным «средствам защиты» идей и продуктов, в частности, патентованию. Не будьте параноиком! – призывает автор. Чем большему числу людей вы расскажете о вашей идее, тем выше вероятность получить полезную информацию и избежать лишних расходов, если ваша идея – товар или услуга – никому особо не нужны.

    «Ваша идея не обязательно должна быть «уникальной», — пишет Каан. — Вам не надо менять мир. Самые успешные идеи часто просты, но предусматривают гениальные и нестандартные подходы к уже существующим методам ведения бизнеса: это позволяет делать все быстрее, лучше, дешевле и намного легче. Вам необходимо отыскать свою «наживку», привлекающую покупателей».

    Один из способов проверки коммерческой жизнеспособности идеи крайне любопытен. К примеру, Каан предлагает представить потенциальному покупателю (закупщику) еще не существующий товар с помощью фотошопа, и поинтересоваться – по какой цене он готов это закупать. А затем считать, что называется, от противного. Если выяснится, что после вычета расходов на транспортировку, содержание офиса и т.п. остатка не хватит для оплаты производства, ясно, что с идеей лучше попрощаться. С другой стороны, если выяснится, что по деньгам можно уложиться, — быстрей беги к закупщику и получай первый заказ. Именно наличие реального заказа – главный аргумент при поиске средств для запуска бизнеса.

    Каан призывает новичков не жадничать. Аргументы просты: никто не может одинаково хорошо заниматься продажами, производством, финансами… Значит, потребуются люди с теми навыками, которых нет у вас. Конечно, можно нанять сотрудников на фиксированный оклад, но они никогда не будут работать так, как партнеры, заинтересованные в прибыли. Что лучше? Владеть 100% капитала, делать всю работу самому и выходить на оборот в 1 млн или оставить себе 60%, найти партнеров-профессионалов, дать каждому по 10% и выйти на 5 млн? Конечно, второе.

    Автор не скрывает: при анализе идей случаются ошибки. Так, в свое время эксперты отказали в инвестициях людям, которые хотели производить чемоданы для детей. Сейчас «Транки» — компания с многомиллионным оборотом, а детей со смешными чемоданами-зверушками можно встретить по всему миру. Эксперты – не истина в последней инстанции; главный эксперт – рынок.

    Это очень человечная книга. Я бы сказала, — доброжелательная. Чем раньше наступит крах, тем лучше, — уверен Каан. И объясняет: это позволит свести к минимуму убытки. Лучше всего, «наберитесь духу сказать себе: «Я этим заниматься не буду» еще на раннем этапе, и переходите к другой идее, которая с большей вероятностью окажется работоспособной. Благодаря этой решимости вы сэкономите массу времени, сил и нервов». У оставшихся появится шанс войти в число тех 10% стартапов, которым удается выжить.

    Опыт Каана в прямом инвестировании огромен, и в книге он им охотно делится – на примерах участников «Логова драконов», знакомых и даже родственников. Это делает ее полезной для начинающих инвесторов. А вообще… книгу стоит прочесть каждому, кого посетила мысль, что пора делать «что-то свое».

    Журналист, новостной редактор, работает на сайте с 2009 года. Специализация: интернет-маркетинг, SEO, поисковые системы, обзоры профильных мероприятий, отраслевые новости рунета. Языки: румынский, испанский. Кредо: Арфы нет, возьмите бубен.