Каждую неделю я начинаю с молитвы «Господи, сделай так, чтобы в сутках было 48 часов, а меня – двое. Тогда я буду успевать заниматься проектами, писать статьи и письма, делать переводы, вести блог, посещать все намеченные встречи и мероприятия, видеться с друзьями, уделять достаточно времени себе, семье и домашним заботам, смотреть фильмы, читать, высыпаться…». Но, кажется Тот, к кому обращены мои слова, или глух, или куда-то ушёл. Так что всё намеченное приходится делать одному и в рамках стандартных суток. Я – один из тысяч людей, которые испытывают такие же проблемы. Так что на руководства «для тех, кто перегружен десятками задач, требующих немедленного реагирования» мы кидаемся практически рефлекторно.
В преамбуле к книге «На пике возможностей. Правила эффективности профессионалов» Роберта Поузена написано, что автор – практик, а не консультант. Он входит в совет директоров четырёх компаний (в частности, является председателем совета директоров MFS Investment Management), преподаватель полного курса в Гарвардской школе бизнеса, написал 6 книг, сотни статей, примерный семьянин – в общем, идеальный образец для подражания. По-английски заголовок его труда звучит ещё более заманчиво: «Extreme Productivity. Boost Your Results, Reduce Your Hours» (дословный перевод – «Экстремальная продуктивность. Улучшайте свои результаты, затрачивая меньше времени»). В оглавлении Роберт Поузен обещает дать рекомендации по выстраиванию целей и приоритетов, по планированию ежедневного расписания и командировок, по проведению переговоров и оптимизации совещаний, эффективному чтению и письму, управлению командой и (внимание!) руководителем. Ура-ура! Откладываем в сторону все остальные книги – и начинаем впитывать мудрость этого прекрасного человека.
Итак, что же предлагает Роберт Поузен? В своих рекомендациях он скрупулёзно и педантично следует оглавлению (о том, как он пишет тексты, рассказывается в части ІІІ, в главе «Эффективные письменные навыки»). «Определяя цели и приоритеты, запишите их, распределите по степени важности, не переусердствуйте с многозадачностью…». «Составляйте расписание дня, не забывая о семье и занятиях спортом…». «Планируйте командировки и максимально используйте время перелётов для работы и отдыха; не ходите на длинные и бесполезные совещания; ставьте чёткую цель при чтении газет и новостей из других источников; составляйте план текста прежде, чем начать писать…». «Делегируйте задачи подчинённым и не ограничивайте их свободу; ищите общий язык с руководителем, планируйте свою пенсию…». И не забывайте о семье!
Каждый свой совет Поузен иллюстрирует примером «делай как я» (вплоть до меню завтраков, цвета костюмов, содержания дорожного несессера и размера сумок для багажа). В конце каждой главы кратко законспектированы все советы, о которых шла речь.
Честно говоря, я не нашёл среди рекомендаций ничего, что привело бы к «экстремальной» продуктивности. Распорядок своего стандартного дня, которое приводит автор, является типичным для «белого воротничка»: начинается в 8:30, включает утреннюю зарядку, несколько обычных совещаний и встреч, и заканчивается около 6 вечера. Есть и провокационное предложение выделить полчаса в день на послеобеденный сон. Как это возможно в рабочей обстановке, например, в условиях офиса open-space?
Впрочем, некоторые советы действительно могут быть полезны молодым амбициозным лидерам – например, о расстановке приоритетов или по упрощению процедур совещаний. Так что я рекомендую книгу Роберта Поузена начинающим управленцам и студентам, которые планируют сделать карьеру клерков или администраторов. В конечном счёте те из них, кто последует советам автора, действительно могут стать достаточно продуктивными.
Что касается людей, которые занимаются одновременно множеством проектов в разных сферах жизни, то нам остаётся лишь уповать на то, что молитва о 48-ми часах когда-нибудь будет услышана…