Сайт-2010. Открытие

Докладчик заявил, что пришел сюда рассказать что-то веселое и познакомиться с людьми. Расхаживая взад и вперед по сцене и бурно жестикулируя, Гайдар поинтересовался у зала, как участники думают, на примере чего он собирается рассматривать западный рынок веб-разработки? Это большая страна, большая развитая западная страна…

— Украина! – буркнули из зала, совершенно обескуражив докладчика.

Доклад Гайдара содержал в себе данные исследования, проведенного компанией Майкрософт среди 1600 американских веб-студий. По результатам этого исследования участники конференции могли себе составить подробный портрет «того самого парня» за океаном, чтобы потом иметь возможность сравнить его с данными российских исследований, озвученными следующими докладчиками.

Докладчик сообщил, что практически 3 четверти людей в США пользуются интернетом на постоянной основе и практически живут в интернете. В Америке через интернет можно сделать все, даже загран паспорт, и даже можно сдать экзамен по вождению.

Каков же портрет среднего американского веб-разработчика? В основном это мужчина, в возрасте сильно за 25, с высшим профильным образованием (потому что в Америке люди работают только по своей специальности).

А портрет средней компании, занимающейся веб-разаработкой? Чаще всего это достаточно взрослые студии, работающие уже много лет. На вопрос «основной источник дохода», многие веб-студии отвечали, что они еще занимаются разработкой какого-то программного обеспечения, а не только одних вебсайтов.

В основном это компании с небольшим штатом, порядка 13 человек.

Тенденция американских студий – это работать с несколькими клиентами, делая для них много проектов. Вообще мечта американского веб-разработчика (да и российского тоже) это поймать себе какого-нибудь крупного клиента, например крупный банк, и делать ему много-много работы. Либо какую-нибудь крупную международную корпорацию, и заниматься разработкой разных порталов. Именно поэтому количество клиентов у них значительно меньше количества проектов.

Докладчик коснулся используемых CMS, сообщив, что безусловным лидером является Джумла, потому что американцы очень жадные люди и платить ни за что не любят. Хотя для особо крупных проектов используются дорогие CMS, стоимостью до 30 тыс. долларов.

Так же Гайдар не отказал себе и слушателям в удовольствии посчитать чужие деньги, и рассказал, что средняя стоимость проекта это 20 тыс. долларов. Потому что, как уже говорилось, большинство американских веб-студий предпочитают браться только за крупные проекты.

Годовая выручка –более миллиона долларов, это для тех студий, которые занимаются веб разработкой, как основным видом деятельности. Студии, которые являются в основном рекламными агентствами, занимаются графическим дизайном или разработкой ПО, они зарабатывают очень маленькие деньги. Есть часть студий, которые зарабатывают менее 20 тыс. долларов в год, это как раз либо фрилансеры, либо крупные интеграторы, которые выполняют очень маленькие заказы от крупных клиентов.

В общем, вот такой вот американский парень получился у Гайдара Магданурова, с которым следующий докладчик имел возможность сравнить результаты исследований нашего рынка.

Сергей Плуготаренко (РОЦИТ, исполнительный директор) представил презентацию из трех частей под названием «Российский рынок веб-разработки 2010: показатели, проблемы, тенденции».

Первая часть доклада содержала общую аналитику по рынку. Докладчик сообщил, что данные были взяты у «Тэглайна», опросившего около двух с половиной тысяч студий и их руководителей, из автоматизированного исследования iTrak, от 1С-Битрикса – большой партнерской сети, от NetCat и самого РОЦИТа – с оценками которых все предыдущие данные постарались совместить и скомпоновать.

Оказалось, что минимум в тридцать раз все основные показатели у нас и у американце расходятся. И по оборотам, и по цене среднего проекта, и по количеству сотрудников и так далее.

Вначале Сергей охарактеризовал отрасль в целом. По общему признанию нет стал единственной растущей средой медиа в годы кризиса. Рост заметен и по количеству людей, и по количеству доменов, и по количеству сайтов, и по количеству проникновения, и по экономическим показателям.

Количество интернет пользователей официально – 43 миллиона, но докладчик принимает для себя цифру – 32 миллиона, потому что это активная аудитория интернета, а в те 43 входят еще и мобильные пользователи и те, кто раз в полгода выходит в сеть, чтобы посмотреть фотографии одноклассников. По его словам 25 миллионов человек, это 22 % всех россиян в возрасте от 14 лет, пользуются интернетом ежедневно.

Какими доступами пользуются россияне для того, чтобы попадать в сеть? Конечно же,на первом месте ШПД (широкополосный доступ), точно также активно развивается мобильный доступ, ну и дальше adsl и WiMAX .

Охват. В этом году интернет победил печать, Сергей представил сравнительный график, на котором было видно, что книги и журналы интернет уже победил, приближается к газетам, и что недалеко тот час, когда позади останутся и радио и телевидение.

Докладчик также коснулся экономических показателей. И начал с рекламы, которая в прошлом году сделала некий рывок, и благодаря кризису выросла на 8%, это при том, что общий рынок рекламы в России упал на 35%. Сильно вырос контекст, медийка выросла, но не так стремительно как раньше, и появились те самые вирусные технологии продвижения в социальных медиа, то есть они уже проявились и их уже стали как-то оценивать. «Если говорить о бюджетах, — заявил Сергей, — То вот мы наконец добрались до той планки в 10%, которые наши рекламодатели научились тратить на интернет».

Далее разговор пошел об электронной торговле, докладчик отметил бурный рост в этом сегменте, и о рынке веб-студий, который тоже является довольно заметным сегментом рынка.

На представленных диаграммах участники могли видеть абсолютное преобладание веб-студий со штатом сотрудников меньше 5 человек, это 60% всех вебстудий. Усредненная ставка разработчика по РФ – это 300-600 рублей в час.

Стоимость проектов — до 50 тыс. рублей.

Что касается годового оборота веб-студий, то большинство из них указало оборот до миллиона рублей. За пределами Москвы сегмент студий с подобным оборотом еще больше и составляет 72%.

Вот каков, по мнению Сергея Плуготаренко портрет средней российской веб-студии. Далее последовало небольшое дополнение от Дмитрия Васильева (NetCat, генеральный директор).

Дмитрий в своем докладе рассказал, как рынок веб-разработок пережил кризис, — он пережил его хорошо, особенно в сравнении с другими отраслями. Им были выделены две существенные причины.

Первая причина заключается в росте всего сегмента интернет-бизнеса – и аудитории, и объема хостинга, и интернет-рекламы. А вторая в том, что бизнес веб-студий очень хорошо масштабирован, причем как в ту, так и в другую сторону. Для того, чтобы открыть веб-студю по сути никаких вложений не нужно, достаточно умения делать сайты на каком-то уровне, небольшого сайтика, хостинга за 150 рублей в мес. и телефона.

И когда наступают тяжелые времена, подобные веб-студии очень быстро схлопываются, попросту засыпают до лучших дней, и наоборот, если удалось поиметь какого-то крупного клиента, студия сразу же начинает расширяться, нанимать людей и так далее.

Вот эти два факта как раз и показывают то, что рынок веб-разработок очень мобилен и очень адаптивен к любым условиям.

Дмитрий также отметил, что изменилась структура продаж, очень большое внимание стало уделяться SEO, выросла работа с социальными медиа.

Специализированные студии, это студии, специализирующиеся на каких-то конкретных типах сайтов, то есть это креативные сайты, или наоборот чисто технологические проекты. В общем и целом они пережили кризис хуже, чем другие студии, не столько узконаправленные.

Отмечено также появление большого количества инноваций при разработке проектов, которые делаются на заказ. Это связано с тем, что люди, у которых есть деньги в кризис, они хотят везде быть первыми, и, видя за интернетом будущее, вкладываются в различные проекты.

Также Дмитрий показал статистику продаж NetCat, которая значительно увеличилась с 2008 года. А также показал график, отражающий, какой процент прибыли компании приносит ядро, то есть, постоянные клиенты. До 2009 года этот показатель колебался на уровне 30-38%, в кризисный 2009 год показатель вырос до 42%, и сейчас это уже 52%.

«Это очень важный показатель для нас, потому что чем выше показатель доли ядра, тем стабильнее партнерская сеть, тем вернее мы можем прогнозировать наши доходы, и проектировать дальнейшую разработку новых сервисов».

И в заключении докладчик сказал, что если считать партнерскую сеть NetCat зеркалом, то можно смело утверждать, что рынок в целом стабилизируется, что веб-студии продолжают считать деньги, отказываются от своих собственных разработок, потому что это стало невыгодно. И вообще, Дмитрий считает, что кризис сыграл положительную роль, потому что рынок стал прозрачнее, стал более сегментированным, и более правильным что ли. Кризис закончился, и вышли мы из него достаточно хорошо.

Особенный интерес участников конференции вызвало выступление Сергея Рыжикова (1С-Битрикс, генеральный директор) под многозначительным названием «Для чего нужно предвидеть будущее? Как меняется бизнес компаний под влиянием веб-технологий», текст которого мы и приводим целиком здесь.

Основатель Searchengines.ru. С 2005 по 2014 год работал генеральным директором компании "Яндекс.Украина". Основатель и директор крупнейшего коворкинга Одессы — "Терминал 42". Ведет блог, участвует в подкастах. Больше ничего не умеет.