Не работайте с м*даками. И что делать, если они вокруг вас

Небольшое предупреждение тем, кому слово из заголовка кажется вульгарным или оскорбительным: если по этой причине вы не возьмёте книгу Роберта Саттона «Не работайте с м*даками», то окажете себе медвежью услугу. В оригинале автор вообще использует слово asshole, которое в английском относится к табуированным (у нас – к бранным). Однако даже редакторы солидного журнала Harvard Business Review посчитали допустимым оставить его в эссе, из которого впоследствии и родилась эта книга. Просто точнее не скажешь.

Какой эвфемизм ни придумай для таких людей – «чудак на букву М», «сволочь», «стерва», «язва», «козлина», «урод» – их суть останется неизменной: «они бесят, унижают окружающих и портят жизнь коллегам – вышестоящим и подчинённым, а порой от них достаётся даже клиентам и потребителям». Книга Боба Саттона даёт практические идеи и советы, которые позволяют ограничить влияние гадов, максимально сократить ущерб, который они наносят вам и вашей работе. Если вы с такими не сталкивались, вам крупно повезло. Говорю без иронии.

О Бобе Саттоне я писал в обзоре книги «Хороший рост, плохой рост». Сейчас лишь упомяну, что он – профессор Стэнфордского университета и автор книг по менеджменту, шесть из которых (включая «Не работайте с мудаками») вошли в список бестселлеров New York Times.

Как и положено учёному, автор начинает с определения термина. Тех, у кого не задался день, он называет «временными мудаками», а постоянных негодяев – «сертифицированными». В первой роли периодически оказывается каждый из нас («Если вы никогда, ни разу в жизни, не вели себя как мудак, пожалуйста, незамедлительно свяжитесь со мной – я хочу знать, как вам удалось совершить этот сверхчеловеческий подвиг»). Вторые же систематически повторяют одно или несколько действий из списка, который автор окрестил «грязной дюжиной».

При этом конфликтные сотрудники – не только психологическая и моральная проблема коллектива. Саттон убедительно доказывает, что такие типы причиняют и серьёзный экономический ущерб организациям, в которых работают. Он предлагает подсчитать ОЗМ – «общие затраты на мудаков», – исходя из внушительного перечня возможных расходов и взяв наименьшие суммы по каждой статье. В книге приведён пример одной из компаний Кремниевой долины, которая вычислила ОЗМ на одного сотрудника: 160 тысяч долларов за год. Внушительно, правда?

К сожалению, руководство этой фирмы никак не наказало несносного негодяя, поскольку он входил в 5% самых результативных работников. И потому следующую главу Саттон посвящает развенчанию стереотипа о том, что «уникальный талант» – это универсальное оправдание для попустительства, поблажек и угодничества агрессивным мерзавцам.

Многие из нас смотрели сериалы «Доктор Хаус» и «Интерны», а некоторые даже восхищались их главными героями – Грегом Хаусом и Андреем Быковым: эти «юбер-козлы» всегда давали результат там, где остальные пасовали. К сожалению, суровая правда сильно отличается от художественного вымысла. Зачастую общий финансовый результат компании, которая отказывается от «звёздных мудаков», вырастает – даже если никто из оставшихся не дотягивает до показателей изгнанного «гения».

Впрочем, Саттон предлагает сохранить в коллективе одну-двух контролируемых «паршивых овец» в «демонстрационных целях»: «“Козёл на привязи” напоминает всем о том, как не следует себя вести, а также о неприятных последствиях нарушения правила».

При этом бизнес-гуру не призывает заменять мудаков на слабаков или вежливых клонов: «Я твёрдо верю в преимущества конфликтов и шумных споров». И если спорщики не переходят на личности и оскорбления, бурное обсуждение идей идёт на пользу любой компании.

Все рекомендации, данные в первой части, сводятся к десяти шагам, помогающим ввести, соблюдать и поддерживать правило, вынесенное в заголовок. Ну а если сволочь – ваш начальник, руководитель фирмы, клиент или, не приведи господи, вы сами? В главах 5 и 6 даны советы, как посадить на цепь своего «внутреннего козла» и как выжить среди мерзавцев в недоброжелательной обстановке.

Стив Джобс, пожалуй, занимает первую строчку среди самых несносных руководителей компаний, даже уже покинув этот мир. Тем не менее, со-основатель Apple остаётся и легендой предпринимательства, а значит – самым подходящим персонажем для главы о достоинствах мудаков. Боб Саттон признаёт, что не хотел писать о плюсах злобности: это даёт сволочам оружие для оправдания своей страсти к унижению людей. Тем не менее, как учёный, он уделил внимание и этой стороне проблемы. Хотите быть «эффективным мудаком»? Можете следовать шести ключевым урокам, которые приводит автор.

Впрочем, я мало верю в «воспитательный эффект» книг. Печатное слово воздействует только на людей, обладающих высоким эмоциональным интеллектом и способных на самокритику. А они, чаще всего, и так понимают всю ценность доброжелательного отношения к людям. Мудак же мудаком и останется, сколько книг ему ни предложи.

Однако книга Боба Саттона будет несомненно полезна топ-менеджерам, эйчарам и начальникам отделов кадров, департаментов по работе с клиентами и рядовым сотрудникам. Если вы подспудно чувствовали, что не работать с мудаками – это не только комфортно, но и экономически выгодно, в этой небольшой книге вы найдёте достаточно доказательств этому.

А потому применяйте это правило.

Twitter официально запустил Twitter Ads companion в приложениях для iOS и Android

Twitter объявил о запуске нового инструмента Twitter Ads companion в приложениях для iOS и Android

Garpun Express - самый простой в использовании генератор рекламных кампаний

Создатели системы Garpun запустили сервис быстрой автоматизации контекстной рекламы Garpun Express

Bing Ads добавил настраиваемые модули на главную страницу аккаунта

Разработчики сервиса контекстной рекламы Bing Ads добавили новые функции на главную страницу аккаунта

Google продолжает тестировать сравнение цен в товарных объявлениях

Разработчики Google изменили текст под товарами с низкими ценами в товарных объявлениях

VI Международная SEO Conference 2015 состоится 24-25 сентября в Иннополисе

24-25 сентября 2015 года недалеко от Казани состоится SEO Conference 2015 - одно из самых масштабных и авторитетных мероприятий в мире SEO и интернет-маркетинга

Leadza – система поиска клиентов в Facebook

7 июля состоялся запуск проекта по организации финансирования путем краудфандинга системы поиска клиентов в Facebook...