С 2014 года Яндекс-Маркет начал переход с модели с оплатой за клик (CPC) на модель с оплатой за покупку (CPA). До конца 2016 года Яндекс хочет перевести все товары, где нет индивидуальных свойств, на работу только по CPA.

Если раньше ставки за клик назначались магазинами, то с переходом на CPA-модель, комиссия Яндекса зависит от стоимости товара, сейчас это 2%. Для сравнения — комиссия Амазона за аналогичные действия составляет от 8% до 15% (до 45%, если вы продаете аксессуары к устройствам под маркой Амазон). Яндекс только переходит на модель CPA, поэтому комиссия пока минимальна, но думаю, что в 2017 году она значительно увеличится.

Выгодны ли такие изменения Яндексу? За 9 месяцев 2016 года выручка Яндекс-Маркета увеличилась на 49% и составила 3,3 млрд. руб. – изменения явно пошли на пользу компании.

Как повлияет CPA-модель Яндекс-Маркета на магазины

yandex_market

1. Уход крупных игроков с Маркета.

Большая комиссия, ценовая конкуренция и более строгие условия возврата и обмена заказами сделают сотрудничество крупных брендов с Маркетом невыгодным. Точно такая же ситуация была с Амазоном. Чтобы не потерять больших игроков, Маркет может предложить им «индивидуальные» условия, но тогда Маркет получит множество жалоб от мелких компаний о неравной конкуренции. А так как на прибыль Яндекс-Маркета уход крупных игроков почти никак не скажется, маловероятно, что Маркету интересно будет защищать крупные бренды.

2. Плавное увеличение комиссии Маркета до 5% в 2017 году и до 12% в долгосрочной перспективе.

На старте комиссия Яндекс-Маркета была 1%, сейчас она увеличена до 2%. Но у продавцов есть возможность указать больший размер комиссии для того, чтобы показываться выше в списке. Думаю, в ближайший год комиссия значительно увеличится и будет доходить до 5% на отдельные группы товаров.

3. Усиление контроля и штрафных санкций для интернет-магазинов.

Мелких продавцов на Маркете станет больше, а добросовестность продавцов напрямую влияет на доверие к Маркету, поэтому естественным шагом будет усиление контроля, самым очевидным шагом будет введение задержки в получении денег от продаж для новых продавцов и еще более частые пожизненные «баны» магазинов.

4. Существенный рост сервиса Яндекс-доставка, как объема, так и списка услуг.

По аналогии с Амазоном, интернет-магазины cмогут хранить свои товары на складе Яндекса. С ростом числа мелких продавцов, которые не располагают своими складами спрос на услугу значительно вырастет. Появятся новые услуги по маркировке и сортировке.

5. Улучшение условий возврата для покупателей от крупных интернет-магазинов для того чтобы соответствовать/конкурировать с условиями на Маркете.

6. Отказ Яндекс-Маркета от требования к продавцам о наличии сайта.

Яндекс-Маркету невыгодно, чтобы у продавца был свой магазин. Если магазина нет, то и нет возможности перейти на сайт магазина и оформить покупку там. Требование к наличию собственного сайта становится ненужным и пока присутствует как наследие Меркета модели CPC.

Что поменяется для крупнейших интернет магазинов

1. Для крупных агрегаторов (например, таких как Ulmart) расширение Яндекс-Маркета, на мой взгляд, представляет прямую угрозу их существованию, так как фактически они не могут предложить рынку ничего, что не мог бы предложить Яндекс. При этом их трафик больше чем на половину зависит от Яндекса.

2. Падение продаж у большинства крупных магазинов на 7-15%. Примерно столько составляет доля Яндекс-Маркета в общем объеме продаж у крупных брендовых магазинов.

Что поменяется для средних и мелких интернет магазинов

Фактически для малых магазинов создается площадка, на которой они находятся в более выгодной позиции, чем крупные, старые игроки.

1. Бренд обесценивается – название магазина малозаметно при покупке на Маркете.
2. Репутация обесценивается — Яндекс-Маркет гарантирует доставку и возврат и выступает в роли арбитра при возникновении спора с магазином.
3. Роль дизайна и технической части магазина уменьшится. Если магазин продает товары на Маркете, то зачем вкладывать деньги в то, что большинство пользователей не увидит?

В целом, ценовая конкуренция существенно усилится и больше продаж будет у тех, кто сможет купить дешевле всего, минимизировав свои издержки.

Итоги:

Новая модель работы Яндекс-Маркета чрезвычайно выгодна для Яндекса и дальнейшее развитие Маркета основано на CPA-модели работы.
Для покупателей, дополнительный гарант в лице Маркета и возможность получить лучшую цену все чаще будет решающими факторами для выбора покупки через Яндекс.
Доля Яндекс-Маркета в сегменте e-commerce обозримом будущем будет быстро расти, количество заказов через Маркет будет увеличиваться на 20%-25% каждый год.
В новом Маркете у старых брендов нет никаких преимуществ перед мелкими игроками. Небольшие магазины или продавцы, у которых еще нет интернет- магазина, смогут конкурировать с самыми крупными игроками.

Алексей Каревский
Интернет-маркетолог, фрилансер. Профессионально занимается интернет-маркетингом и SEO с 2009 года. До прихода в интернет-маркетинг, пять лет занимался финансовым анализом в компании из «большой четверки».