2 апреля в Московском офисе Яндекса прошла пресс-конференция, посвященная презентации результатов нового исследования аналитического отдела компании о развитии интернета в регионах России. После выступления Андрея Себранта, выступил представитель сервиса Яндекс.Карты Николай Калашников с рассказом о том, как Яндекс рисует свои карты.
Николай рассказал о сложностях, с которыми сталкиваются создатели Яндекс.Карт, о планах на будущее, а также о перспективах развития сервиса.
При создании карт сначала прорисовываются слои, границы обязательно уточняются. После того, как слой уточнен, можно приступить к работе над дорогами. Очень важный атрибут для пользователя – категория дорог. Затем подключается сетка улиц. Сначала прорисовываются главные дороги, а затем второстепенные. Каждый слой уточняется по спутниковым снимкам.
Если необходимо получить быструю информацию - используется помощь региональных регистраторов (людей, выезжающих на места). Не менее важный слой - адресные точки. Адресные базы, как правило, закупаются у поставщика, иногда создаются при помощи сервиса Яндекс.Панорамы и даже усилиями самих картографов.
Так, например, в Набережных Челнах и Ангарске есть двойная нумерация - по кварталам и по улицам, следовательно создается сложная структура адресных точек. После этого адрес уточняется при помощи сервиса Панорамы, Народной карты и усилий картографов. Зачастую адресация бывает точечной, в таких случаях также важно перепроверять правильность адресов.
Иногда адресные точки бывают очень длинными, к примеру, дом 326 соор. (сооружение) 28/ 4. Чтобы карта не стала нечитаемой - адреса сокращаются.
Согласно статистике Яндекса, в России есть ряд городов: Москва, Петербург, Казань, Сочи - в этих городах планы застройки меняются постоянно. В результате могут возникать накладки при создании карт - чтобы решить эту проблему, Яндекс и решил создать Народную карту.
Николай объяснил, почему Яндекс.Карты перестали работать с поставщиками карт - возникает много искажений. Так, в свое время в г. Орле отрисовали несуществующую площадь. После этого было принято решение создать собственную команду, работающую над сервисом.
Чтобы карты быстрее обновлялись, приходится прибегать к структурным преобразованиям - заменять технологии, использующиеся в картах поставщиков, на собственные. Только так можно развивать свои карты, не зависимо от технологических условий разработчиков.
Завершая рассказ о сервисе Яндекс.Карты, представитель сервиса призвал пользователей сообщать об ошибках на картах , сейчас основная задача Яндекса - создание единого стандарта для ускорения обработки данных, полученных от пользователей.
Треки от пользователей анализируются (если человек едет по улице с включенным навигатором или картами, данные передаются в систему автоматически). Далее алгоритмы анализируют полученные сообщения и выстраивают графики изменений.
Николай сообщил, что когда Яндекс.Навигатор добавил кнопку «сообщить об ошибке» - существенно повысился процент пользовательских обращений.
Вопрос из зала: - Одно digital-агентство приводило кейс о том, как они внедрили свою рекламу в Я.Карты. Если ли такие возможности?
Николай Калашников: - Это нестандартная модель монетизации Яндекс.Карт - и это, скорее исключение из правил. Пользователи для нас важнее, и мы никогда не будет запускать на сервисах рекламу, раздражающую пользователя.
Выступление представителя Яндекс.Карт продолжил Леонид Медников, аналитик сервиса Яндекс.Пробки. Он рассказал о сервисе пробок подробнее.
Леонид сообщил, что сначала была карта только Москвы и области, специальный человек получал информацию о дорожной ситуации и отмечал пробки на карте. Однако, ручной труд - весьма неэффективен, сейчас система работает так: GPS-технологии позволяют выявить человека, стоящего в пробке и запустившего приложение Я.Карты, траектория его движения фиксируется, при этом все анонимно.
Если на определенном участке пути никто не вошел в приложение, то улица не закрашивается. Далее фиксируется скорость, в зависимости от этого улица закрашивается определенным цветом. Если улица свободна, но машины по какой-либо причине едут с низкой скоростью - улица закрашивается красным. Это честнее по отношению к пользователям.
Анализатор учитывает: где ехала машина, был ли это автомобиль или пешеход, как ехали другие, какова дорожная ситуация на самом деле. Техническая сложность в том, чтобы обработать большой объем данных. Далее строится карта пробок и информация раздастся на различные устройства.
Проблемы сервиса:
1. Оценка качества обработки информации - алгоритмы постоянно совершенствуются. Производятся «асессорские заезды», их данные сопоставляются с результатами, которые выдают Яндекс.Пробки. Так или иначе сервис действует только на основе сигналов. Вывод - чем больше пользователей, тем точнее информация.
2. Оценка баллов пробок. Прежде всего, важно выбрать основные улицы и очистить информацию, привходящую со второстепенных улиц. Затем, среднее указанное время сравнивается со временем, затрачиваемым на проезд без учета пробок.
Что такое 10 баллов? Как правило, они случаются редко, к примеру, в Киеве раз в 4 месяца. Для каждого города этот период разный. Алгоритмы объезда перебирают абсолютно все варианты маршрутов и предлагают наиболее экономичный по времени, исходя из реальных условий. Важно научиться учитывать изменение дорожной ситуации на длительный период времени.
Далее Леонид рассказал о перспективах развития сервиса. По его словам, самая последняя разработка – это голосовой поиск в картах. Также активно развивается сервис Дорожные события - люди очень хотят общаться между собой.
Практика показала, что «разговорчики» позволяют людям общаться между собой и узнавать о дорожных событиях. Сервис приобрел неожиданную популярность среди пользователей. Все посты пользователей модерируются специальным роботом. Плюс, разговорчики необходимо включать отдельным слоем.
Будет развиваться и модифицироваться функция «прогноз», которая уже сегодня позволяет спрогнозировать маршрут в определенный день недели на несколько часов вперед.
API Яндекс.Карт позволяет встраивать карту в свой сайт, код постоянно совершенствуется и уже сегодня он позволяет информировать пользователей со своего сайта о событиях - это особенно важно для ресурсов СМИ. Совсем скоро карта пробок появится и в телевизоре - специально API-TV. Информация о пробках начала появляться и на широких дорожных экранах-информерах.
Вопрос из зала: - Почему вы постепенно уходите от использования камер?
Леонид Медников: - Изначально использовались только камеры. Затем выявился парадокс: там где больше пользователей надо ставить больше камер, но в то же время там, где много пользователей, данные приходят с мобильных приложений. В итоге, камеры автоматически были вытеснены.
Вопрос из зала: - Вы как-то исследуете тему ДТП?
Леонид Медников: - Да, мы даже публиковали такое исследование. Раньше мы сотрудничали с ГАИ, но их данные приходят с опозданием, а нас интересует ситуация в реальном времени. Поэтому мы проводим собственные исследования. Более того, мы готовы сотрудничать с общественными организациями и журналистами, предоставляя им нужную информацию.