Зачем Яндекс обновил АГС?

15 апреля 2014 года Яндекс объявил об изменениях в работе алгоритма АГС, ориентированного на обнаружение сайтов с малополезным контентом, сделанных для продажи ссылок. Теперь, вместо исключения страниц пессимизированных сайтов из поиска им будет аннулироваться тИЦ. И такого изменения в фильтрующем алгоритме не ожидал практически никто.

Напомним, первый релиз АГС-17 был анонсирован в сентябре 2009 года, второй, АГС-30, был представлен в декабре этого же года. А вот о третьем релизе, АГС-40, Яндекс объявил 6 ноября 2013 года. Интересно, что между вторым и третьим релизами алгоритма прошло целых четыре года. За это время вебмастера успели приспособиться к фильтрующему алгоритму и научились с ним сосуществовать. Но новый релиз алгоритма нанес по ним достаточно ощутимый удар, наблюдения позволяют говорить о том, что АГС-40 выкосил до четверти всех биржевых доноров.

Как писал в своей статье, посвященной АГС-40, Сергей Людкевич, индустрия манимейкинга посредством создания MFS (Made for Sape) довольно серьезно пострадала от этого обновления алгоритма. Однако среди жертв АГС-40 попадались и сайты с нормальным контентом. Их было сравнительно немного, но тем не менее. Причинами ложных срабатываний становились, к примеру, соседство по хостингу или DNS с мусорными сайтами и слабые общие характеристики (дизайн, посещаемость, поведенческие факторы). Сергей отмечал, что слишком жесткие настройки алгоритма становились причиной выпадения из индекса действительно полезных сайтов, которые по тем или иным причинам считались похожими на некачественные, а это никак не могло входить в планы Яндекса, именно поэтому потребовалось обновление фильтрующего алгоритма.

Сергей Людкевич: «На мой взгляд, вирус ссылкоторговли поразил уже достаточно большое количество настоящих сайтов, имеющих какую-то ценность для пользователей, а не только искусственно создаваемых MFS-сайтов. Настоящие сайты Яндекс выкидывать из индекса вполне резонно опасается из-за риска ухудшить и так не слишком удачную выдачу по низкочастотным запросам (в том числе в региональной выдаче). Поэтому и был выбран новый способ маркировки зарвавшихся ссылкоторговцев среди потенциально полезных сайтов. Наверное, сотрудники Яндекса надеются, что владельцев подобных сайтов это как-то отрезвит, но, боюсь, взгляд из-за той стороны баррикад, как обычно, несколько искажен».

Как сообщается в официальном блоге Яндекс.Поиска, принципы работы классификатора не меняются, но теперь вместо исключения страниц таких сайтов из поиска им будет аннулироваться тИЦ. Это изменение распространяется также на все сайты, которые были обнаружены алгоритмом АГС ранее. Ссылки с таких сайтов по-прежнему не будут учитываться в ранжировании, а сами сайты могут ранжироваться ниже. О том, зачем эти изменения Яндексу, каковы причины столь радикального изменения алгоритма, и каковы могут быть последствия, рассказывают специалисты отрасли.

Дмитрий Севальнев (PixelPlus) также, как и Сергей Людкевич, предполагает, что изменение в алгоритме работы АГС связано с желанием Яндекса повысить метрику полноты при ответе на ряд низко- и среднечастотных запросов, по которым находится мало полезных документов. Видимо, даже на сайтах «не для людей» имеется некая ценная информация, которую, так или иначе, ищут люди и ее нельзя просто взять и выбросить из индекса «насовсем».

Дмитрий говорит, что поворота именно в эту сторону было сложно ожидать, так как предыдущие версии алгоритма АГС действовали именно по сценарию исключения страниц из индекса и были последовательными. При этом, пока ситуация развивается интересным образом: наблюдения показывают, что возвращение документов в основной индекс с сайтов под АГС-40 и под предыдущими версиями АГС — это не одно и тоже. Как будто, параллельно работает сразу несколько алгоритмов.

Для Сергея Кокшарова (блог Devaka.ru) введение изменений в алгоритм АГС также было неожиданным, и мотивы поисковой системы в этом отношении ему не очень ясны.

«АГС решает несколько задач, — поясняет эксперт. — Во-первых, это борьба с веб-спамом, благодаря которой появляется понимание качества сайта и прививается идея, что создавать сайты для роботов, помогая коммерческим проектам незаслуженно повышаться в рейтинге, — это нарушение экосистемы веба и обман человечества. Из-за АГС вебмастера начали создавать более качественные ресурсы, а владельцы коммерческих сайтов, которые покупают ссылки, стали искать также более качественные площадки для размещения, что более трудоемко и затратно.

Во-вторых, АГС снижал нагрузку на сервера Яндекса. Когда нет необходимости индексировать загрязненную часть рунета, это освобождает ресурсы для индексации более важных и более ценных данных.

Теперь же сайты, попавшие под этот алгоритм, будут продолжать индексироваться, но им обнулят тИЦ. Также, индексируя сайты под АГС, поисковик теряет часть ресурсов, которые можно выделить для других задач. Но более страшно то, что акцентируя внимание на тИЦ, Яндекс дает понять, что это важный сигнал, что, в свою очередь, может привести не к борьбе с вебспамом, а к поддержке вебспама в рунете. Естественно, плоды этого изменения можно будет увидеть лишь через несколько лет».

Сергей также обращает внимание на то, что в официальном блоге Яндекса было написано «новый классификатор также ориентирован на малополезные сайты, создаваемые, как правило, для продажи ссылок». То есть, АГС боролся в том числе с продажей ссылок. Теперь, получается, индексируемые сайты могут спокойно продавать ссылки. Многие оптимизаторы, к примеру, так и рекомендуют, брать ссылки лучше с сайтов с нулевым тИЦ… Другими словами, действия Яндекса направлены на поддержку линкоторговли в рунете.

А вот Елена Камская (SEOlib.ru) уверена, что полагать, что Яндекс великодушно решил дать второй шанс сайтам, созданным под монетизацию и продажу ссылок, мягко говоря, наивно. Но чтобы понять, связано это с отменой ссылок или чем-то еще, нужно время. 

Вряд ли амнистированные ГС смогут конкурировать с нормальными сайтами за первые места в выдаче и трафик из поиска. А по поводу накруток – тИЦ накручивали, накручивают и будут накручивать до тех пор, пока оптимизаторы не научатся оценивать качество ссылочных доноров по другим показателям.

Пока же основным последствием, которое предвидит Елена, будет появление в индексе большого количества шлака. Оптимизаторам придется еще больше ресурсов тратить на то, чтобы среди сотен и тысяч ГС найти нормальные страницы для размещения ссылок.

Опасение в том, что выдача может стать более «мусорной», высказывает и Алексей Скрынник (iSEO), считая, что в остальном нововведения в АГС принципиально ничего не изменят. От того, что сайт с малополезным контентом не будет исключаться из индекса, а лишь будет обнуляться его тИЦ, суть не поменяется – вес с таких сайтов или страниц передаваться не будет. В качестве ресурсов для продвижения такие сайты все равно не рассматриваются, поэтому на SEO это никак не отразиться.

Изменения в АГС скорее всего затронут тех, кто создавал сайты для заработка, — уверен Алексей, — И им в этом плане повезло – если раньше при вылете страниц из индекса трафик переставал приходить и монетизироваться, то сейчас сохраняется возможность получения трафика и соответствующего заработка с него.

В любом случае качественно работающим оптимизаторам опасаться нечего. А владельцам сайтов, попавшим под АГС, возможно будет немного легче избавиться от фильтра и восстановить свои показатели.

C этим мнением согласен и Алексей Терехов (Admitad GmbH), поясняя, что теперь, с одной стороны, ГС перестанут зарабатывать на ссылках, а с другой — белые сайты, которые в том числе монетизируются через ссылочные биржи, продолжат это делать, и ссылки с них тоже работают.

Алексей считает, что Яндекс сильно упростил жизнь оптимизаторам, которые пользуются тем, что ссылки работают и естественно их покупают: ссылки с ГС подешевеют (из-за обнуления тИЦ), ссылки с белых сайтов, скорее всего, останутся на уровне, но их с необнуленным тИЦ станет чуть поменьше, но при этом вырастет качество всей выборки белых сайтов с необнуленным тИЦ.

Михаил Шестаков (Aori.ru) говорит, что ничего сенсационного не произошло. Эта новость больше похожа на часть стратегии формирования Яндексом общего информационного поля о том, что теперь продвигать сайты надо по новому, а именно тратить ресурсы на их улучшение, а не пытаться «шаманить» с покупкой ссылок.

«Обновление АГС – то по сути это анонс для тех, кто делает эти самые ГС и продает с них ссылки, — считает seo-специалист. — Если у сайта тИЦ 0, то и доход от ссылок с него будет 0. Это такой недвусмысленный намек, что пора сменить род деятельности, и заняться чем-то более полезным для мира, чем клепание ГС и добавление их в Сапу. Что же касается корректировки стратегий продвижения, как минимум можно смело снимать ссылки с доменов с обнуленным тИЦ, так как это явный и недвусмысленный сигнал, что с качеством донора что-то не так».

На вопрос, не увеличит ли нововведение конкуренцию и сложность вывода сайтов в ТОП, Дмитрий Севальнев отвечает, что нет. Так как с помощью довольно простого приема можно легко определить, находится сайт под фильтром АГС-40, и, следовательно, у него тИЦ=0 или это просто обычный сайт, который пока не успел получить отличный от нуля показатель тИЦ.

Примечание редакции: о том, как это делается, Яндекс рассказывает в правилах индекса цитирования: если при проверке на странице просмотра тИЦ (http://yaca.yandex.ru/yca/cy/ch/<адрес сайта>) отображается значение «0», значит, это просто молодой сайт, а если «не определен» — значит, тИЦ ресурса был аннулирован в результате фильтрующих санкций.

«Сейчас, многие оптимизаторы при наращивании ссылочной массы делают ставку на сайты с приличными показателями тИЦ, что в целом оправдано и минимизирует риски. При этом, доноры с тИЦ=0 также требуются для более естественного ссылочного профиля сайта. Вот тут и потребуется умение отличать сайты с тИЦ=0 от сайтов под санкциями», — утверждает Дмитрий.

Редакция SE также попросила специалистов рассказать, собираются ли они как-то корректировать стратегии покупки ссылок в связи с нововведениями.

Алексей Терехов: «Наши стратегии наработаны клиентскими и нашими проектами, и мы видим их эффективность и результативность в позициях (как промежуточной метрике), трафике (целевой метрике) и конверсиях (финальной метрике). Поэтому, не будем. Звучит громко, как с американским фрегатом и испанским маяком, но суть такова — ссылки ссылками, но иногда надо слушать Яндекс и развивать сайты. Во всяком случае, не стоит про это забывать. Я бы не стал из этого обновления АГС делать большую трагедию. Да, те, кто зарабатывает на ссылках со шлака, пострадает, а те, кто держит и монетизирует ссылками качественные сайты, продолжат зарабатывать».

Дмитрий Севальнев: «При наращивании ссылочной массы, мы опираемся на собственные алгоритмы отбора доноров, которые хорошо себя показывают. В частности, последнее обновление алгоритма АГС затронуло всего порядка 4%-5% нашей ссылочной массы, в тоже время, по биржам процент доходил до 30% и выше. Более 80% доноров дополнительно проходят визуальный контроль (в дополнение к фильтрации и пост-фильтрации).

Мы рекомендуем опираться на статистические исследования вероятности наложения фильтра АГС, чтобы минимизировать риски».

Елена Камская: «Пока не планируем. Мы сейчас для всех сайтов используем единую стратегию наращивания ссылок, ориентированную на повышение посещаемости. Поэтому что-то менять, пока смысла нет. 17 апреля произошел апдейт тИЦ. Мы будем наблюдать за обнулившимися сайтами и поисковой выдачей несколько недель, чтобы понять истинные причины и последствия изменения алгоритма».

Василий Ткачев (All in Top): «Как ни странно, ранее я брал только те площадки, которые имели тИЦ до 10, т.к. смотрелись лишь свежие площадки, но уже как года полтора, тИЦ вообще никак не учитывается при закупке — есть масса других достойных показателей.

Тем, кто до сих пор ориентировался на тИЦ и PR могу лишь сказать то, что советую смотреть больше на страничные показатели, а не на хостовые — имею в виду заспамленность страницы, наличие рекламы, стоп слов и т.п. Забудьте уже про пузомерки, да и про ссылки давно пора забыть!

И еще.. если мы говорим про АГС — имеем в виду некачественные площадки по умолчанию, смотрите где и что вы размещаете, а тем, кто создает эти чудесные СДЛ — удачи, найдите наконец более интересное занятие».

Журналист, новостной редактор, работает на сайте с 2009 года. Специализация: интернет-маркетинг, SEO, поисковые системы, обзоры профильных мероприятий, отраслевые новости рунета.
Языки: румынский, испанский.
Кредо: Арфы нет, возьмите бубен.