В Яндексе рассказали о новой персонализированной Яндекс.Музыке

17 сентября 2014 года Яндекс представил заметно обновлённый музыкальный сервис. По этому случаю в московском офисе компании была организована специальная пресс-конференция. О полностью переработанной концепции Яндекс.Музыки рассказал Константин Воронцов, руководитель сервиса.

Главная задача нового сервиса сводится к тому, чтобы открывать для людей музыку, которую они ещё не слышали, но которая им гарантированно понравится. По заявлению Константина, сегодня в каталоге Яндекс.Музыки насчитывается не менее 17 миллионов треков. При этом тысячи новых композиций добавляются на сервис ежедневно. Чтобы прослушать такой каталог хотя бы один раз, понадобится больше двухсот лет непрерывного звучания музыки. Как результат, даже самого популярного артиста слушает менее 10% пользователей? которых на Яндекс.Музыке зарегистрировано уже около 10 миллионов. Музыкальные вкусы и предпочтения разных людей – различны. Ещё сложнее решить задачу, когда пользователь приходит на сервис «в поисках вдохновения» и хочет послушать что-то новое и неизвестное ему, ведь даже самые любимые мелодии нельзя слушать вечно. В такие моменты человек надеется получить от сервиса подборку новых композиций, о существовании которых он раньше мог даже не догадываться. Тестовые замеры показали, что после внедрения новых рекомендаций время прослушивания музыки на сервисе увеличилось на 30%.

В поисках решения проблемы создатели Яндекс.Музыки кардинально переработали приложение, изменив принципы подбора музыки для пользователей. Если ориентироваться исключительно на коллекции пользователей и их вкус, то сервис просто не сможет удовлетворить потребность человека в неизведанной музыке. Еще один вариант – предложить слушателю популярную музыку, которая «нравится всем». Однако и этот подход не решит поставленной задачи.

В результате, разработчики Яндекс.Музыки приняли решение предлагать пользователям композиции к прослушиванию, основываясь на их индивидуальных вкусах, а также на информации о том, что слушают их друзья по социальным сетям Facebook и ВКонтакте. Еще одна категория подсказок строится на поиске наиболее свежих и актуальных композиций из окружающего мира. Это может быть музыка главных фестивалей, саундтреки к фильмам, хиты из ротаций радиостанций, и даже музыка, которой вдохновляются любимые исполнители пользователя.

Главная страница сервиса обновлённой Яндекс.Музыки теперь представляет собой ленту персональных рекомендаций и построена по принципу новостной ленты в Facebook’е. Чтобы построить систему таких рекомендаций, разработчики использовали 3 варианта логической выборки:

  1. Выборка музыки на основе личных рекомендаций. Данный тип выборки формируется, исходя из анализа композиций, которые регулярно слушает пользователь. Еще один важный и полезный момент: Яндекс.Музыка теперь связана с Яндекс.Афишей и будет информировать пользователя о грядущих музыкальных мероприятиях, шоу и концертах.
  2. Кроме того, теперь музыкальный сервис связан с Facebook и ВКонтакте. Это значит, что отныне алгоритмы Яндекс.Музыки будут показывать человеку информацию о том, что слушают друзья. Лента рекомендаций будет складываться, в том числе, из того, что добавляют в свои плейлисты пользователи и их друзья. Выборка будет осуществляться на основе анализа социальных сигналов, в частности – «лайков».
  3. Также Яндекс.Музыка теперь предлагает пользователю открыть для себя что-то принципиально и неожиданно новое. Это может музыка с прошедших мероприятий; из фильмов; композиции, которые слушают сами исполнители и т.д.

Главная страница сервиса теперь выглядит так:

В мобильной версии страница рекомендаций становится главным экраном приложения. Здесь тоже применяется «таргетинг на предпочтения пользователя», однако в мобильной версии Яндекс.Музыки он менее жёсткий. В целом рекомендации подчиняются принципу: не навязывать пользователю что-то раздражающее. От любого «нерелевантного» предложения музыки можно мгновенно отказаться, закрыв подсказку. Анализируя действия владельца приложения, алгоритм постепенно «поймёт» какую музыку можно и нужно рекомендовать конкретному человеку.

Благодаря заметным изменениям, в мобильных версиях Яндекс.Музыки стало гораздо удобнее находить интересующие композиции, а приложение для iPhone было переработано буквально с нуля. Стабильность его работы была улучшена.

Новая веб-версия Яндекс.Музыки запускается на 100% аудитории сегодня, 17 сентября 2014, а переработанные мобильные приложения для iOS и Android будут запущены в ближайшие дни.

«Мы научились находить для людей новую музыку – такую, про которую пользователи скажут, что она подобрана "в точку"», - завершил презентацию Константин Воронцов.

Вопрос: В чем отличие новой Яндекс.Музыки от Last.fm и других сервисов потокового вещания?

Константин Воронцов: Отличий много: главное персонализированная подборка новой музыки для пользователей. При разработке концепции нового сервиса мы фокусировались именно на решении этого пользовательского сценария. За время своего существования Яндекс. Музыка накопила структурированную историю прослушивания, которая позволит нам реализовать функционал персонализированных подсказок.

Вопрос: Будет ли возможность настройки и фильтрации того, что слушают друзья: к примеру, если далеко не вся их музыка нравится?

Константин Воронцов: Да, будет предусмотрена фильтрация по разным типам событий. Если вы будете закрывать какой-то алгоритмический тип событий, то система будет это учитывать.

Вопрос: Предусмотрена ли функция кэширования музыки для последующего прослушивания на мобильных устройствах в отсутствии интернет-соединения? Где хранится музыка? Как обстоят дела с авторскими правами?

Константин Воронцов: Кэширование в приложениях уже есть, и музыку можно сохранять для прослушивания в оффлайне. Однако это платная функция. Что касается хранения и получения музыки: правообладатели обеспечивают сервису автоматические фиды загрузки музыки. Сама музыка хранится на серверах Яндекса. В настоящее время представители Яндекс. Музыки подписали все договоры с правообладателями. Мы не выкладываем музыку, на которую у компании нет 100% авторских прав.

Вопрос: Есть ли планы по рекламе и монетизации?

Константин Воронцов: В настоящее время мы рассматриваем несколько различных вариантов получения доходов. Яндекс. Музыка пока находится на финансировании Яндекса; но утешает то, что ни один музыкальный сервис еще ни разу не показывал операционной прибыли. Такова общая практика по рынку.

Вопрос: А что скажете по поводу интеграции с прошивкой Яндекс.Кит?

Константин Воронцов: Именно на этом команда разработчиков намерена сосредоточить усилия прямо сейчас всё появится в ближайшее время.

iFresh 2014: О стратегических вопросах, возникающих перед стартом нового проекта

16-17 сентября 2014 года в Санкт-Петербурге прошла «самая сочная» конференция по интернет-маркетингу iFresh, которую уже второй раз организует компания TRINET и проводит в...

Как оценить и улучшить качество трафика: 5 шагов с Google Analytics

Почти у каждого на сайте стоит сервис статистики Google Analytics

iFresh 2014: Как не облажаться с текстами для сайта и соцсетей

16-17 сентября в Санкт-Петербурге прошла «самая сочная» конференция по интернет-маркетингу iFresh, которую уже второй раз организует компания TRINET и проводит в новом для...

iFresh 2014: Метрики, контент и роботы для эффективного SEO и контекста

16 сентября в Санкт-Петербурге начала свою работу «самая сочная» конференция по интернет-маркетингу iFresh, которую уже второй раз организует компания TRINET и проводит в новом...

Осенняя сессия 2014: Семантика как фундамент в построении контекстной рекламы

12 сентября 2014 года в московском event-холле «Инфопространство» прошла очередная Осенняя сессия по контекстной рекламе

Контент-маркетинг 2014: О посадочных страницах, конверсиях, SEO и не только

В пятницу, 12 сентября 2014 года, в Москве в подземном комплексе «Бункер 42» прошла конференция «Контент-маркетинг 2014» – первое специализированное мероприятие по...