Оксана Богомаз: «Заказчик без понимания целей, задач и процесса — обречен на ошибки»

Сегодня у нас в гостях Оксана Богомаз, директор по развитию компании NetCat, и мы ведем беседу о выборе лучшей системы управления сайтами, о создании успешных проектов и отраслевых мероприятиях, полезных для оптимизаторов и веб-разработчиков.

SE: — Оксана, давайте поговорим о создании сайта для некоего развивающегося коммерческого проекта. Как вы считаете, каковы должны быть первые практические шаги начинающих предпринимателей в этом вопросе?

Оксана Богомаз: — В общем и целом есть два пути. Первый заключается в том, чтобы найти высокооплачиваемых профессионалов в этой области, и рассчитывать на то, что они все сделают за вас.

Второй – банальный, но не менее правильный: определиться с целями и задачами сайта, выбрать исполнителя в своей ценовой категории (а сейчас есть простые инструменты для этого, например, CMSmagazine.ru), пытаться вникать и контролировать процесс разработки сайта и надеяться на лучшее.

SE: — Нужно ли самому быть специалистом для общения с веб-разработчиком, уметь ставить задачи и контролировать их выполнение? Возможно ли научиться это делать как-нибудь иначе, а не на собственных ошибках?

Оксана Богомаз: — К сожалению, практика показывает, что сегодня специалистом быть нужно, и менеджеры со стороны клиента повышают свой уровень в этой области после нескольких переработок собственного сайта. Заказчик без понимания целей, задач и процесса — обречен на ошибки.

Но в наших интересах что-то менять: совсем недавно была организована комиссия по веб-разработке при РАЭК, которая разрабатывает и продвигает рекомендательные стандарты и правила веб-разработки, одновременно с этим мы стараемся повышать осведомленность клиентов и растить специалистов отрасли.

SE: — Допустим, что заказчику предложили на выбор несколько типов CMS: некое собственное «ноу-хау», западный open-source и платную отечественную коробку. Есть ли какие-то объективные плюсы и минусы, или же для каждого конкретного проекта хорошо свое решение?

Оксана Богомаз: — Пожалуй, собственное «ноу-хау» займет последнюю строчку в рейтинге: есть сопоставимые по возможностям с тиражными решениями внутренние CMS студий, но их крайне мало, и они охватывают особенную часть рынка, достаточно узкую. В остальном, говоря в контексте нашей страны и рынка, западные open-source решения – не про бизнес и не для него.

Несмотря на то, что у продуктов отечественных производителей нет такой внушительной базы сторонних решений, они предоставляют гарантии качества производителя, поддержку и изначальную русификацию, что с лихвой покрывает этот недостаток. Плюс ко всему, на данный момент отечественные «коробки» покрывают более 90% потребностей даже самых требовательных клиентов.

SE: — Насколько различны пути создания сайта для стартапа и для большого оффлайн-магазина? Если проект только развивается, стоит ли тратить много сил и средств на сайт?

Оксана Богомаз: — Для создания успешного проекта все пути одинаковы. Не важно, будь это большой оффлайн-магазин или стартап. И дело не в затратах: на мой взгляд, хороший проект может стоить дешево, и на практике я знаю немало таких success-stories у наших партнеров.

SE: — На что стоит обратить внимание при планировании «экономики» своего проекта? Как действительно заставить сайт приносить прибыль?

Оксана Богомаз: — Это очень общий вопрос. Главное – понимать, что в итоге хочет получить владелец ресурса. Ведь сайт может и не приносить прямую прибыль, но значительно оптимизировать расходы, например.

SE: — Насколько затратно продвижение веб-проекта, например, того же интернет-магазина? Как «раскрутить» его, не прибегая к большим расходам?

Оксана Богомаз: — Есть идеи, и есть деньги: и то, и другое – дорого (смеется).

SE: — Мы знаем, что вы являетесь автором мастер-классов и преподаете на курсах. На каких площадках можно услышать вас и ваши доклады?

Оксана Богомаз: — В этом году стартовал проект «Развитие интерактивных коммуникаций», созданный инициативной группой экспертов совместно с РУДН, где принимают участие опытные и интересные спикеры. Цель – получить практические навыки в области PR, Social Media и разработки.

Также я принимаю участие в регулярных семинарах NetCat, камерных, узкоспециализированных и полезных разной категории слушателей, за их анонсами можно следить на сайте компании.

SE: — Какие грядущие отраслевые мероприятия 2011 года вы бы отметили как обязательные к посещению?

Оксана Богомаз: — Сентябрьский «Сайт-2011», Russian Internet Week в октябре и Optimization.ru, ноябрь.

SE: — Есть ли конференции/семинары/мастер-классы, целиком посвященные сайтостроению и веб-разработке? Какие из них состоятся в ближайшее время?

Оксана Богомаз: — Есть немало узкоспециализированных мероприятий для разработчиков: AgileCamp – о методиках и подходах к разработке ПО, 404fest – самарский фестиваль для разработчиков и сочувствующих им, Whale Rider и другие.

А про бизнес в формате конференции почти никто не говорит. Осенью состоится ежегодная конференция «Сайт-2011» — пожалуй, единственная масштабная «площадка» для встречи клиента и веб-студии, где программа разделена на два потока и адаптирована к каждой категории слушателей.

Как я уже говорила, мы и наши коллеги достаточно регулярно проводим такие семинары, но для значительно более узкой аудитории.

Журналист, новостной редактор, работает на сайте с 2009 года. Специализация: интернет-маркетинг, SEO, поисковые системы, обзоры профильных мероприятий, отраслевые новости рунета. Языки: румынский, испанский. Кредо: Арфы нет, возьмите бубен.