Определение геозависимости запроса в Яндексе – поиски универсального метода

Вот уже в четвертый раз мне приходится поднимать тему поиска надежного способа определения геозависимости запроса. Ибо с завидной регулярностью действующий вариант метода теряет свою работоспособность.

Напомню, последняя версия метода определения геозависимости базировалась на двух принципах:

  • Принцип первый. Для запросов, не содержащих топоним, соответствующий региону выдачи, этот топоним в сниппетах подсвечивается для геозависимых запросов и не подсвечивается для геонезависимых запросов. 
  • Принцип второй. Добавление к исходному запросу через документированный оператор | («логическое ИЛИ») какого-либо достаточно редкого термина (т.е. имеющего достаточно большое значение IDF – обратной частоты встречаемости в коллекции документов) никак не влияет изменение геозависимости запроса. 

И если первый принцип продолжает действовать, то второй, к сожалению, уже не соответствует действительности, в чем можно убедиться на следующем примере. Возьмем геозависимый запрос продвижение сайтов, в геозависимости которого легко можно убедиться по подсветке топонима Москва уже на первой странице выдачи для соответствующего региона (lr=213):

Однако добавление к исходному запросу через оператор | («логическое ИЛИ») любого термина, в том числе и очень редкого, меняет геозависимость нового запроса, делая его геонезависимым, что можно определить по исчезновению подсветки топонима:

Таким образом, подобную модификацию исходного запроса уже нельзя использовать для определения его геозависимости, что существенно снижает наши возможности.

Конечно, хорошо, когда топоним, соответствующий региону выдачи, встречается в сниппетах уже на первой странице выдачи (которую можно расширить до 50 результатов в браузерной выдаче и до 100 результатов в Яндекс.XML), как в нашем первом примере. И по наличию или отсутствию его подсветки можно легко определить геозависимость запроса. Но если искомый топоним в сниппетах не встречается на первой странице поисковой выдачи (что весьма характерно для геонезависимых запросов), то без дополнительных запросов не обойтись.

В этом случае было бы хорошо быстрее найти документ, релевантный исходному запросу, в заголовке сниппета которого показывался бы топоним, соответствующий региону выдачи. А затем, сузив выдачу по исходному запросу на этот документ, получить гарантированное наличие или отсутствие подстветки искомого топонима, по которой и определить геозависимость исходного запроса. 

Для поиска такого документа я предлагаю модифицировать исходный запрос, добавив в его начало топоним, соответствующий региону выдачи. Причем, для повышения эффективности я рекомендую применить к этому топониму документированный оператор + («плюс»), предназначенный для поиска документов, в которых обязательно присутствует выделенное им слово. Для примера возьмем исходный запрос конхоида никомеда (для которого топоним, соответствующий региону выдачи, не встречается в первой сотне результатов), и модифицируем его предлагаемым способом. Искомый топоним находится в заголовке одного из сниппетов уже на первой странице выдачи:

Теперь сужаем исходный запрос на найденный нами документ (введя его адрес в поле «На сайте» формы расширенного поиска), и наблюдаем отсутствие подсветки топонима в сниппете, что свидетельствует о том, что исходный запрос геонезависим:

Также для сужения можно применить к исходному запросу документированный оператор url: (поиск по страницам, размещенным по заданному адресу), в качестве его значения задав адрес найденного на первом этапе документа.

При поиске подходящего документа нужно иметь в виду, что если исходный запрос состоит из одного слова, то желательно также и к нему применить оператор + («плюс»). Если этого не сделать, то в выдаче может быть довольно много документов, в которых этот термин из исходного запроса не встречается. Это обусловлено тем, что даже одно из слов двухсловного запроса (в данном случае - топоним) может проходить так называемый кворум. Желающих поподробнее разобраться в сути этого явления могу отослать к главе «Фильтрация по кворуму» эпохальной статьи «Яндекс на РОМИП-2004.  Некоторые аспекты полнотекстового поиска и ранжирования в Яндекс»

Таким образом, в выдаче может встречаться много документов, релевантных топониму и не релевантных исходному запросу. А это может сильно затруднить поиск подходящего для дальнейшей проверки документа, который обязательно должен быть релевантен исходному запросу. Кстати, у использовавшегося мною в качестве примера исходного двухсловного запроса конхоида никомеда, первое слово в одиночку проходит кворум, что видно из последнего примера – найденный нами релевантный исходному запросу проверочный документ второе слово исходного запроса (никомеда) не содержит, и запросу, состоящему из него одного, нерелевантен. 

Конечно, предлагаемый способ не так удобен, как потерявший работоспособность предыдущий, но, тем не менее, вполне позволяет решить задачу определения геозависимости запроса, пусть и с большим количество обращений к поиску. И остается только надеяться, что все используемые в нем документированные операторы языка запроса Яндекса будут работать корректно. 

preview Angular Universal: всё, что нужно знать SEO-специалисту

Angular Universal: всё, что нужно знать SEO-специалисту

Что представляет собой Angular Universal и в чём преимущества этого модуля для SEO? Рассмотрим в статье
preview Локальное SEO: «скрытые» возможности для B2C

Локальное SEO: «скрытые» возможности для B2C

Как будучи компанией B2C, выйти на рынок с B2B предложением, сделав это своим конкурентным преимуществом
preview Передача оффлайн-конверсий в Google Analytics

Передача оффлайн-конверсий в Google Analytics

Отслеживание конверсий — пожалуй, одна из важнейших задач интернет-маркетинга
preview Определяем бюджет на ссылочное продвижение

Определяем бюджет на ссылочное продвижение

Бюджет на ссылочное продвижение рассчитывается индивидуально. Чтобы не ошибиться при расчете — тщательно анализируйте конкурентов
preview SEO-оптимизация жива и не собирается умирать

SEO-оптимизация жива и не собирается умирать

В каком состоянии находится поисковая оптимизация сегодня и какие перспективы ожидают её в будущем? Читайте в статье
preview SE Ranking об итогах-2018 и планах на год

SE Ranking об итогах-2018 и планах на год

2018 год SE Ranking стартовал с 12 базами Google, а за год их стало 26