Опубликован обзор основных поведенческих факторов в информационном поиске

28 мая 2012 года на сайте altertrader.com появился фундаментальный русскоязычный обзор, посвященный роли поведенческих факторов в информационном поиске. Авторы работы: Илья Зябрев, Олег Пожарков, Ирина Пожаркова.

Кликовые (поведенческие) факторы — это совокупность характеристик, описывающих поведение пользователя в запросном поиске по отношению к документам, сайтам, запросам и их результатам и пр. Большинство из этих факторов формируются на основе логов пользовательских поисковых сессий. Каждый такой лог содержит следующие данные:

  • Запрос и время запроса
  • Ответ поисковой системы на запрос в виде списка документов, отранжированных в порядке убывания релевантности (выдача).
  • Клики (переходы) на документы из списка и время кликов.

Эти данные группируются по сессиям, соответствующим отрезку времени между началом и концом работы пользователя с поисковой системой. Принципы разбивки на сессии у разных систем сбора таких логов могут отличаться. Обычно сессия заканчивается при отсутствии активных действий в течение заданного промежутка времени. Новая сессия начинается с запроса. Зачастую при построении лога учитывается и регион, в котором находится пользователь.

Вне поисковых сессий сбор данных производится на основе различных инструментов:

  • Собственные системы сбора статистики поисковых компаний (Яндекс.Метрика, Google Analytics), отслеживающие действия пользователей на страницах сайтов, в которые интегрированы соответствующие модули.
  • Сторонние системы сбора статистики (LiveInternet, SpyLog и пр.)
  • Собственные плагины (toolbar), интегрируемые в браузеры (Яндекс.Бар, Google Toolbar) и собирающие данные о действиях конкретного пользователя.
  • Сторонние независимые плагины, интегрируемые в браузеры (Neiron и пр).
  • Собственные браузеры (Google Chrome), также собирающие данные о действиях конкретного пользователя.

Полученных таким образом данных достаточно для построения разнообразных поведенческих факторов.

Узнать подробнее о наиболее часто используемых характеристиках, собранных из множественных литературных источников, и ознакомиться с различными типами факторов документа можно на сайте altertrader.com.

Редактор-переводчик портала Searchengines.ru, работает на сайте с 2010 года. Специализируется на западном интернет-маркетинге, новостях социальных сетей и поисковых систем. Постоянно принимает участие в профильных семинарах и конференциях в качестве журналиста-обозревателя. Языки: английский, французский.