Ошибки при создании сайтов, которых лучше не допускать

Основные проблемы, с которыми сталкиваются как частные специалисты по продвижению, так и SEO-студии, зачастую связаны с тем, что при разработке сайта совершенно не учитываются требования поисковых систем.

Я занимаюсь интернет-маркетингом более 15 лет. Основная моя специализация это продвижение многостраничных сайтов (порталы, классифайды, магазины), но довольно часто приходят клиенты с небольшими проектами. За все это время я постоянно сталкивался с неким «противодействием» со стороны заказчиков, хотя казалось бы – мы делаем одно дело и стараться все должны одинаково. Раньше это все списывалось на молодость отрасли, на то, что заказчики не понимают процесса продвижения сайта, нет каких-то выработанных единых стандартов, на которые они могли бы ориентироваться. Однако сегодня уже стыдно должно быть прикрываться незнанием элементарных вещей.

Как театр начинается с вешалки, так и создание любого сайта должно начинаться с четкого планирования структуры, элементов, дизайна. К сожалению, многие из владельцев до сих пор пренебрегают этим «золотым» правилом. В результате сроки запуска проекта постоянно сдвигаются, или на переделку уже готовых проектов требуются существенные средства.

Сразу хочу оговориться, что список ошибок, допускаемых при создании сайтов, может быть существенно расширен - в тексте приведены только самые важные факторы. Более того меня интересовало исключительно достижение ключевых показателей проектами (посещаемость, продажи). Соответственно, все проблемы разбирались исключительно с позиции привлечения поискового трафика при первичном старте проекта.

Условно все сайты можно разделить на 3 группы:

1. Сайты услуг

2. Интернет-магазины

3. Порталы

Я не буду рассматривать лендинги, корпоративные порталы и другие проекты, не требующие серьезной подготовки для хорошего старта в поиске.

Сначала я хотел бы выделить проблемы, которые характерны для всех типов проектов:

«Наш дизайн делала супер-пупер компания. Мы менять ничего не будем». В 90% случаев дизайнер понятия не имеет о том, как происходит процесс поискового продвижения. Большая часть этой красоты абсолютно бесполезна с точки зрения SEO. Помимо этого, красота вещь субъективная. То, что это нравится владельцу, не означает того, что будет нравиться посетителям сайта.

«Мы не будем ничего перепрограммировать на сайте». Вот здесь сложнее всего. Такая позиция со стороны клиента продиктована нежеланием платить деньги. Опять же, разработчики люди специфические. Они не должны разбираться во всех тонкостях продвижения. Поэтому, как им объяснили, так они и делают. Соответственно, проблема возникает на этапе написания технического задания.

Сайт сделан на самописной CMS. Я могу понять, когда делают индивидуальные решения для порталов, но зачем изобретать велосипед для магазина или сайта визитки? В 100% случаев это ведет только к головной боли и дополнительным затратам в будущем на смену этого «чуда» на что-то приемлемое.

«Наш сайт пропустили через фокус группу. Ей сайт на 100% понравился». Ага, конечно. Только как ваш сайт увидит эта фокус группа в реальности если не сможет его найти в поиске. Более того, планирование это одно, а вот когда сайт выпускаешь в паблик, то начинаешь понимать свои ошибки, но лучше сделать это заранее. Тем более ряд вещей можно продумать изначально.

Design_1

Сайты услуг

Наверное, один из самых легких случаев. Если не брать бухгалтерские и юридические услуги, то среднее количество страниц на таких проектах не превышает 20. Обычно список запросов ограничен 30-50 коммерческими словосочетаниями. Скорее всего, все услуги перечислены в рамках одной страницы, некорректно прописаны метатеги, есть проблемы с юзабилити. То есть, страницы по коммерческим услугам представляют из себя просто текст. Если очень повезет, то в тексте будут изображения. Для таких ресурсов первейшей задачей должно быть решение проблем с юзабилити. То есть никакие из наших действий не помогут если мы не сделаем нормальную посадочную страницу, на которую будем приводить пользователей из поиска.

Стандартные проблемы:

• не настроены ЧПУ

• не настроен редирект и основные типы страниц

• не прописано главное зеркало

• отсутствуют отдельные страницы по услугам

• низкое качество посадочных страниц по коммерческим запросам

• отсутствие транзакционных элементов на сайте (формы заявок, заказать звонок и т.д.)

• отсутствие перелинковки

Интернет магазины

Опять же, наличие огромной базы товаров подразумевает максимальную автоматизацию по некоторым вопросам. Одна из проблем, которая остро встала в 2014 году, это закупка товаров в у.е., точнее формирование прайса в у.е. Представьте себе тот ад, когда нужно каждый день менять стоимость у 1000 и более товарных позиций. Это даже с сотней товаров будет сложно и долго, не говоря уже о таких масштабах. Я лично знаю шесть магазинов, которые просто закрылись из-за подобных проблем.

Вторая, по актуальности, проблема - отсутствие фильтров в товарных выборках. Рассмотрим случай. Приходит пользователь на сайт, чтобы найти своему ребенку коляску определенного производителя с тремя колесами и рядом других нужных функциональных элементов, а на сайте он видит только общий листинг из 100+ товаров. Как вы думаете, что будет дальше? Правильно, клиент уйдет в магазин где сможет, комфортно для себя, отфильтровать нужную ему информацию и найти то, что он ищет. В большинстве случаев такие проблемы возникают из-за лени владельцев. Представьте, какое количество характеристик нужно вбить в товарную карточку, прежде чем добавить ее на сайт.

Третья, по важности, проблема - это отсутствие шаблонов формирования мета-тегов и заголовков на сайте. Релевантность страницы все еще определяется по содержащемуся контенту. Более того, заголовок выводимый в поисковой выдаче, так же влияет на кликабельность. По понятным причинам пройтись руками по всем страницам и расставить все как надо за месяц не получится. Однако есть же возможность задать базовые шаблоны, используя которые можно улучшить позиции сайта, улучив его представление в выдаче.

Стандартные проблемы:

• не настроены ЧПУ

• не прописано главное зеркало

• отсутствие перелинковки

• отсутствие выборки в категориях по брендам

• отсутствие специализированных фильтров в товарных выборках

• не настроены шаблоны формирования заголовков и мета-тегов страниц

• нет автоконвертора валют (особенно актуально стало после кризиса)

• нет возможности менять заголовки или мета-теги определенных страниц

• не настроен редирект и основные типы страниц

Порталы

Основная ценность любого портала или классифайда это контент. Однако, сделать его красивым и удобным - это только половина дела. Вторая половина заключается в способности генерировать и наращивать трафик бесплатно. Вот на этом погорело много крупных проектов. Хотя бы вспомнить «пузырь» top4top.ru, который запускала достаточно мощная команда журналистов, но совершенно бездарная команда разработчиков и рекламщиков. Я лично знаю несколько тематических сайтов, которые развивались с самого начала только за счет покупного трафика, доля которого в общей массе составляла около 70% . При этом владельцев очень бесило, что сайты без многомиллионных вложений буквально в разы уделывают их проекты по этому показателю.

Проблемы:

• не настроены ЧПУ,

• не прописано главное зеркало

• отсутствие гео-доменов

• отсутствие специализированных разделов и выборок

• не настроены шаблоны формирования заголовков и мета-тегов страниц

• нет возможности менять заголовки или мета-теги определенных страниц

• не настроен редирект и основные типы страниц.

Несколько советов заказчикам:

  1. Лучше если разработкой и продвижением сайта будут заниматься разные компании. В первую очередь, это связано с тем, что SEO-специалист или SEO компания сможет непредвзято оценить работу подрядчика. То есть они точно не будут покрывать проблемы и недоработки возникшие при создании сайта
  2. Начинать работу по созданию сайта следует с четкого планирования структуры, разделов, 9дизайна
  3. Никогда не соглашайтесь на собственные noname-движки студий. В дальнейшем будет проще создать с нуля, чем переделывать чужой код
  4. Старайтесь не использовать много графики. Понятно, что сейчас скорость интернета достаточно высокая везде, но лучше перестраховаться
  5. По возможности старайтесь автоматизировать внутренние процессы (загрузка прайсов, конвертор валют и т.д.)
  6. Обязательно делайте адаптивную или мобильную версию сайта. Помните, что минимум 25% пользователей будут смотреть ваш сайт с планшетов или телефонов.
preview Продвижение classified-проектов

Продвижение classified-проектов

На конференции BalticDigitalDay 2016 Алексей Чечукевич, Минск, поделился опытом продвижения classified-проектов в рекламном агентстве Artox Media
preview Тематичность страницы и сайта как фактор ранжирования

Тематичность страницы и сайта как фактор ранжирования

Тематичность в SEO делится на два основных блока: для сайта это список слов, ассоциированных со всем ресурсом или разделом; для страницы это список слов, ассоциированных с...
preview Sape: Как влияют безанкорные ссылки на продвижение запросов

Sape: Как влияют безанкорные ссылки на продвижение запросов

Александр Шестаков, руководитель проекта PR.Sape, в своем выступлении на BalticDigitalDays 2016 представил результаты последнего исследования, проведенного специалистами Sape
preview 301 редирект: Google меняет правила игры

301 редирект: Google меняет правила игры

Правила передачи Page Rank трёхсотыми редиректами сегодня заметно трансформировались...
preview 9 SEO-секретов, о которых не говорят вслух

9 SEO-секретов, о которых не говорят вслух

Сегодня в интернете можно отыскать большое количество публикаций, не имеющих ничего общего с рабочей практикой SEO-специалиста. Важная информация, напротив, нередко отсутствует
preview Настоящее ROMI или почему нельзя опираться только на Google Analytics

Настоящее ROMI или почему нельзя опираться только на Google Analytics

Анализ возврата инвестиций в маркетинг или ROMI – это основной показатель, который позволяет оценить эффективность маркетинговой активности бизнеса