Евгений Тарасов об актуальном состоянии рынка SEO-услуг, о том, как оптимизаторы зависят от поиска и наоборот, и почему SEO вовсе не умирает, а переживает стадию бурного развития.
Эта статья будет больше интересна заказчикам seo-услуг, нежели самим сеошникам. Для последних в ней не будет абсолютно ничего нового – все знают, что собой представляет SEO-рынок, чем дышит и на чем стоит.Наш SEO-рынок с самого рождения является порочным дитем проституции и обмана. Ребеночек получился лживым, жадным и бессовестным. Вспомните, каким было первое SEO. Это были одностраничные дорвеи, забитые донельзя ключевыми словами, и на них висел баннер со ссылкой на сайт заказчика. В те времена обман большей частью касался поисковой машины, которая была не в состоянии отличить реальный сайт заказчика от такой вот странички. Со временем обманывать поисковую систему стало тяжелее, и обманные технологии начали смещаться в сторону заказчика.
Однако основой SEO-рынка продолжает оставаться обман. Обман, сформировавший вокруг себя целую инфраструктуру, красной нитью пронизывающий не только бизнес-модели SEO-контор, заставляющий намеренно скармливать заказчику неоправданные ожидания, но и внедрившийся в сам алгоритм поисковой машины, делающий качество выдачи зависимым от SEO-технологий. Речь, конечно же, не только о статьях, сделанных исключительно для расширения семантики сайта и не несущих никакой пользы тому, кто их читает, но и о некачественных ссылках, ставящихся исключительно для передачи ссылочного веса, и по которым за всю историю с момента их установки не было совершено ни одного целевого перехода.
Речь идет именно о той НЕПОЛЕЗНОЙ зависимости качества выдачи Яндекса от количества и качества всех этих SEO-манипуляций. Неполезная зависимость - это значит не приносящая пользы никому, ни заказчику SEO-услуг, ни поисковому алгоритму. Если оптимизатор раскручивал сайт (закупал ссылки, писал SEO-тексты и бесполезные статьи для расширения семантики) и не достиг результата, угодив под пессимизирующий фильтр, он нанес гораздо больший вред поисковому алгоритму, чем самому себе, вот к чему хочется привлечь внимание.
Поисковой алгоритм зависим от оптимизаторов ничуть не меньше, чем они от него. Действия оптимизаторов находятся в симбиозе с поисковым алгоритмом и на самом деле являются его неотъемлемой частью, разрушив которую, в негодность придет весь этот сложный и почти живой организм.
Когда говорят о какой-либо зависимости поисковой выдачи от действий оптимизаторов, обычно имеют в виду попытки оптимизатора использовать существующую взаимосвязь в нужном для себя направлении – манипулируя выдачей. Но существующая взаимосвязь предполагает разные варианты взаимодействия, не только это, также как и разные результаты от взаимодействия, большинство из которых для оптимизатора и его заказчика просто не видны.
Та часть, которая интересует продавцов SEO-услуг и их клиентов – позиции по нужным запросам и вожделенный ТОП, это своего рода КПД, составляющий примерно 6%, а куда направляется остальная часть усилий, не дающая никакого видимого результата, никому не интересно. Зато это очень интересует Яндекс, поскольку в этих 94 оставшихся условных процентах 74% - это полезный для Яндекса инфопродукт, а 20% - чистый «яд», от которого нужно как то избавляться, а сам организм лечить от последствий его действия.
Вот эти полезные 74% и составляют ту самую зависимость поисковой системы от оптимизаторов, и без нее алгоритм не может работать правильно даже теоретически. Но, с другой стороны, если разобраться, то для оптимизатора эти 74% являются намеренно примененными обманными техниками, которые просто не сработали.
Очевидно, что этот обман на техническом уровне, являющийся частью глобального обмана, лежащего в основе всей бизнес-модели существующего SEO-бизнеса, органично встроился в поисковой алгоритм с обратным знаком и является его неотъемлемой полезной составляющей частью. Те 6% успеха оптимизатора и заказчика для Яндекса являются лишь метрикой эффективности работы его поисковых алгоритмов так же, как спидометр является измерителем скорости. Существенного влияния на маржу самого Яндекса эти успехи не оказывают, и, в общем-то Яндексу на них наплевать - не разбивать же спидометр ради того что он чуть-чуть нагружает движок?
Среди оптимизаторов бытует миф о том, что Яндекс якобы борется с оптимизаторами за их бюджеты, но это глупость. Яндекс борется с теми самыми 20-ю процентами «яда», которые вредят качеству выдачи и косвенным образом влияют на снижение маржи поисковика, которая на несколько порядков больше каких-то там SEO-бюджетов, которые якобы надо перетянуть в контекст. В отличие от оптимизаторов, Яндекс борется не с оптимизаторами вообще, а с теми, кто ухудшает функционирование системы, забивая ее некачественными ссылками, спамом, бесполезным сгенерированным контентом и прочими гадостями. Хороший оптимизатор как раз полезен алгоритму Яндекса - КПД у него выше, действия логичны, структурированы и предсказуемо полезны, а вреда от него либо вообще нет, либо он практически незначителен для алгоритмов поисковой системы.
Проблема в том, что хороший оптимизатор – изгой на SEO-рынке. И заказчику хорошо было бы понимать, почему так происходит, а главное, почему такое положение вещей можно считать естественным.
Во-первых потому, что у классического оптимизатора-школьника, который месяц в профессии, КПД как у паровоза - 6%, а у хорошего оптимизатора со стажем в шесть лет, не 20 и не 30, а всего лишь 8%, а у супер хорошего оптимизатора - не более 10%, да и то только потому, что он берется (имеет возможность выбирать) лишь за перспективные проекты. Все считается в среднем по больнице, разумеется, и на частности внимания обращать не стоит.
Заказчику выявить хорошего профессионала по кейсам и портфолио практически невозможно. Оптимизаторы и сами этого сделать не могут, куда уж человеку неискушенному? Среди признанных самими оптимизаторами гуру, более половины - самые настоящие шарлатаны. Большая часть из них неверно оценивает собственный уровень знаний и искренне сами верят в то, что они высококлассные специалисты. Таких ни за что не вычислить, просто нет шансов. Заказчику остается либо верить, либо не верить и результат будет даже точнее, чем объективная попытка оценки. А иначе и быть не может, если рынок изначально построен на обмане. Сплошная торговля неоправданными ожиданиями и личностным брендом.
Хороший оптимизатор – изгой на рынке, потому что не вписывается в инфраструктуру, построенную на обмане. Разница в его эффективности перед эффективностью школьника слишком неочевидна, чтобы использовать ее для привлечения клиентов. Клиенты хотят гарантий и КПД, как минимум, в 20%. Такого продукта на самом деле даже не существует, поскольку оптимизатор имеет возможность влиять не на попадание сайта в ТОП, а на вероятность попадания сайта в ТОП, что совсем не одно и то же.
Влияя на факторы ранжирования, которые сами по себе являются вероятностными характеристиками в недрах поисковых алгоритмов, ничего другого кроме вероятности при манипуляциях оптимизатора и не может получиться по определению. Поэтому все, что может сделать для своего заказчика оптимизатор, это увеличить число шансов для его сайта попасть в ТОП, но ни в коем случае не поместить его туда. Если качество исходного материала оставляет желать лучшего, то сколько не увеличивай шансы, все равно их будет слишком мало.
Большинство заказчиков SEO-услуг не желает принимать и мириться с отсутствием в природе желаемого продукта, который они хотят купить у оптимизатора, поэтому оптимизатору остается только кормить их сказками о том, что они получат именно то, что желают. А что делать? По-другому оптимизатор просто не может заработать денег, потому что если эти несуществующие гарантии клиенту не даст он, то найдется тот, кто их даст. Заказчика же обмануть совсем несложно – он сам обманываться рад. Другими словами, это желание клиента быть обманутым очень логично вписывается в общую инфраструктуру SEO-рынка, построенного на обмане и цементирует его.
Все эти лживые отзывы о товарах, все рейтинги, по двадцать раз купленные и генерящие такой же лживый и неконвертируемый в продажи трафик - есть результат не загнивания SEO-рынка, а его РАЗВИТИЯ. Рынок обмана таким родился, развился, и представляет собой тотально манипулятивную инфраструктуру в симбиозе с поисковой системой, психологией заказчика и образом мышления самих оптимизаторов. Клиент заказывает не продвижение сайта, хотя думает именно так. Он заказывает себе место в этой инфраструктуре обмана, основной профит от которой достается поисковой системе. Те самые 74% - это вклад клиента в развитие Яндекса, плюс прямая его прибыль от контекстной рекламы. Те 6% профита, которые достаются заказчику, это все, на что он может рассчитывать, заказывая себе SEO.
Но есть и хорошие новости. Все когда-то заканчивается и эта порочная структура не исключение. Яндекс методично рушит рынок SEO в том виде, в котором он сейчас существует, а заодно и избавляется от негативной зависимости, о которой шла речь выше.
Проявляется это внешне в уничтожении возможности у основной массы оптимизаторов влиять на ссылочные факторы, сохраняя при этом вес самого ссылочного фактора. А далее последует уничтожение возможности влиять на выдачу текстовыми факторами с сохранением веса текстового фактора в ранжировании. Удар нанесен торговле SEO-ссылками и за два года уже уничтожено 2/3 ссылочной индустрии. Обороты основной биржи ссылок SAPE сократились в десятки раз. Целью является исключить влияние обманных техник на поисковое ранжирование и при этом сохранить и приумножить то полезное, что оптимизаторы вносят своими действиями в поисковый алгоритм.
Оптимизаторы должны научиться совмещать манипулирование поисковой выдачей с пользой не только для заказчика, но и для самой поисковой системы. Должны научиться повышать позиции сайта, не нанося поиску вред, то есть, помогать ему сортировать лучшее и помещать его в ТОП, а не пытаться пропихнуть туда худшее. Это случится только тогда, когда плохие сайты перестанут платить оптимизаторам за продвижение, когда неэффективность работы оптимизаторов над кривым сайтом и стоящим за ним бизнесом, вынудит таких заказчиков прекратить финансирование SEO-работ. Либо когда оптимизаторы перестанут браться за кривые сайты, либо будут браться с условием, что заказчик согласен довести его до ума и сделать лучше. Вот к это стремится Яндекс.
Ровно в тот момент, когда произойдет этот перелом, обманный рынок SEO начнет ломаться по всем вертикалям и горизонталям, и переформатируется в классический честный бизнес, в котором школьники знают, что они школьники, а гуру знают, что они на самом деле гуру. И тогда, наконец, заказчик будет видеть нормальное распределение профессионалов и начинающих специалистов, станет понятна адекватная цена на оказываемые услуги, а неоправданные ожидания и гарантии исчезнут, как тупиковая ветвь эволюции.
Этот перелом наступит не ранее 2018 года, а пока заказчикам остается, либо на свой страх и риск ловить рыбку в мутной воде, либо заняться подготовкой к будущим переменам и вкладывать деньги в те SEO-работы и технологии, которые будут оставаться актуальными и после изменения существующего формата SEO-рынка (например в усилители релевантности для своего сайта).