Особенности регионального ранжирования в Яндексе. Региональность поисковой выдачи

Сергей Людкевич о способе проверки запроса на геонезависимость, который не зависит от проделок «многорукого бандита», а также других вещей, искажающих органическую выдачу

Регион пользователя стал учитываться Яндексом при ранжировании сайтов в апреле 2009 года. Тогда в анонсе релиза нового алгоритма «Арзамас» в блоге разработчиков Яндекса появилось следующее сообщение:

«…Теперь поиск Яндекса учитывает регион пользователя. Начиная с «Арзамаса», результаты поиска по одному и тому же запросу могут быть разными в разных регионах… В ранжировании стали учитываться факторы, позволяющие понять, что данная страница важна пользователям именно «своего» региона…»

Регион пользователя по умолчанию определяется автоматически. Однако, в отличие от поисковой системы Google, у Яндекса есть дополнительная возможность задать этот регион вручную на странице http://tune.yandex.ru/region/.

Также в Яндексе можно менять регион результатов поиска с помощью get-параметра lr непосредственно в URL страницы поисковой выдачи (значение lr=15 соответствует городу Тула):

Lud_2

Список номеров наиболее распространенных регионов можно найти на странице https://yandex.ru/yaca/geo.c2n. Но на самом деле их много больше. Различными методами перебора удавалось найти десятки тысяч уникальных значений номеров для различных населенных пунктов, регионов, территорий и стран.

В свою очередь запросы делятся на геонезависимые (ГНЗ) и геозависимые (ГЗ). Для геонезависимых запросов выдача не зависит от значения региона (значения параметра lr) в одной стране, для таких запросов влияние региональности документов на ранжирование равно нулю (lr=15 – Тула, lr=213 – Москва):

Lud_3

В случае же геозависимых запросов, выдача от региона зависит:

Lud_4

Заметим, что у геозависимых запросов появляется характерный признак – подсветка в сниппетах названия региона.

Кстати, геозависимость запроса – величина не бинарная. Сила влияния региональности документа на ранжирование зависит от степени геозависимости запроса. Выше я привел пример сильно геозависимого запроса [доставка пиццы], выдача по которому в разных регионах отличается очень заметно. Но есть и запросы со слабой геозависимостью, где различия в региональных выдачах минимальны:

Lud_5

Стоит отметить, что не каждый регион из пронумерованных Яндексом имеет собственную выдачу для геозависимых запросов. Так, например, выдача для регионов из дальнего зарубежья может практически не отличаться даже по сильно геозависимым запросам:

Lud_6

Существует также и особый класс запросов – это запросы, содержащие в себе топонимы, то есть, названия населенных пунктов. Формально эти запросы являются геонезависимыми, так как выдача по ним не зависит от региона пользователя. Однако по факту регион, указанный в тексте запроса, влияет на ранжирование, и он же подсвечивается в сниппетах, так как является ключевым словом запроса:

Lud_7

Дело в том, что на ГНЗ без топонимов выдача строится по формуле для страны (например, для российских пользователей – по так называемой «общероссийской» формуле), а выдача для запросов с топонимами – по формуле для того региона, который указан в запросе. Это нужно обязательно иметь в виду.

Вообще умение правильно классифицировать геозависимость запросов играет очень большое значение. Так как геозависимые и геонезависимые запросы ранжируются в Яндексе различными формулами, то, к примеру, продвижение одной станицы сайта одновременно по разным типам запросов может вызвать определенные затруднения – у разных формул разные оптимальные значения различных факторов ранжирования.

Казалось бы, чего проще – взять и сравнить выдачи по одному запросу для двух разных регионов? В общем-то этот метод определения геозависимости запроса прекрасно работал до недавнего времени, но с запуском «многорукого бандита», перемешивающего топ выдачи, сильно повышается вероятность получения для геонезависимого на самом деле запроса отличающихся выдач в разных регионах, то есть, ложноположительного срабатывания проверки на геозависимость. Да что там говорить о разных регионах, когда даже выдачи по одному запросу для одного региона, на одном компьютере, в одном браузере, но полученные в разные моменты времени, - могут отличаться.

Не так давно мне удалось сконструировать достаточно интересный способ проверки запроса на геонезависимость, который не зависит от проделок «многорукого бандита», а также других вещей, искажающих органическую выдачу – различных примесей к органике, пост-штрафов, экспериментов разработчиков Яндекса и т.п.

Этот способ основан на свойстве геозависимой выдачи, упоминавшемся мною выше, а именно - подсветке названия региона выдачи в сниппете. У геозависимых запросов такая подсветка, как мы видели на скриншотах, есть. А вот у геонезависимых (без топонимов) ее нет, в этом можно легко убедиться, например, сузив выдачу по запросу на сайт, для страниц которого присутствует упоминание региона выдачи в сниппете:

Lud_8

Получается, что если мы добьемся такой ситуации, чтоб в выдаче по интересующему нас запросу в сниппете для какого-либо результата находилось упоминание региона выдачи, то по наличию или отсутствию его подсветки можно сделать вывод о геозависимости запроса. В общем случае, появления топонима в каком-либо из сниппетов топа выдачи гарантировать нельзя, по многим запросам (в первую очередь – ГНЗ, в том числе и по взятому в качестве примера запросу [онлайн игры] нужного топонима просто нет в первых 50 результатах поиска (это максимальное количество документов в выдаче, которое можно получить одним запросом). Можно, конечно, методично перебирать вторую и последующие страницы выдачи в надежде рано или поздно отыскать нужный топоним в сниппете (причем, не факт, что он-таки встретится в первой тысяче результатов, а больше, увы, вытянуть из Яндекса физически нельзя), а можно пойти другим путем. А именно - постараться сузить выдачу на такое множество документов, для которых вероятность попадания нужного топонима в сниппет будет максимальной. Так, с большой долей вероятности в заголовок сниппета попадает содержимое тега <title> ранжируемой страницы.

Конечно, бывают случаи, когда в качестве заголовка сниппета выдается что-то иное, например, заголовок листинга в Яндекс.Каталоге, но вероятность того, что это произойдет для всех документов из топ-50, исчезающе мала. Поэтому попробуем сузить выдачу на те документы, которые имеют в теге <title> вхождение региона выдачи, благо у Яндекса для поиска по этому тегу есть соответствующий оператор языка запроса title. Однако, в лоб эта задача не решается, так как при использовании топонима в запросе, он начинает подсвечиваться в любом случае:

Lud_9На помощь приходит железное правило математической логики – отрицание отрицания есть утверждение. И конструирование запроса с двойным отрицанием чудесным образом устраняет подсветку топонима у геонезависимых запросов: Lud_10

Оставляя ее у геозависимых:

Lud_11

И при этом мы практически гарантированно, благодаря использованию оператора title, получаем наличие региона выдачи в сниппетах документов из топа, что делает методику пригодной для самого широкого применения. Причем, она применима и к специальному классу запросов, уже содержащих в себе топонимы, о которых говорилось выше. Только с небольшой доработкой – чтобы содержащийся в запросе топоним (или группа топонимов) не влиял на подсветку региона выдачи (который является контрольным для определения геозависимости запроса), надо просто выбрать регион для проверки, отличный от того, который определяется топонимом, содержащимся в запросе. Так, к примеру, запрос [пицца в москве] можно проверить на геозависимость в выдаче для Тулы (не забывая, что топоним в значении оператора title должен соответствовать значению get-параметра lr в URL страницы выдачи). В итоге получаем, что проверяемый запрос с топонимом является ГНЗ:

Lud_12
preview Практическое использование текстового анализа

Практическое использование текстового анализа

Ранее я неоднократно писал про текстовый анализ и его роль в современной схеме оптимизации. Пришло время рассмотреть практические аспекты его использования
preview Все, что вам нужно знать о веб-вирусах

Все, что вам нужно знать о веб-вирусах

Если спросить у посетителей, веб-мастеров, веб-разработчиков и представителей хостинг-компаний, что такое вирус на сайте, то, скорее всего, каждый даст свое собственное...
preview 7 глобальных SEO-трендов, с которыми столкнётся e-commerce в 2016 году

7 глобальных SEO-трендов, с которыми столкнётся e-commerce в 2016 году

Эволюция технологий и стратегий продвижения, новые способы измерения показателей, развитие направления технического SEO – эти аспекты сегодня выходят на первый план и заметно...
preview Звенья одной цепи: CTR, поведенческие факторы и результаты на выдаче

Звенья одной цепи: CTR, поведенческие факторы и результаты на выдаче

Хотя специалисты до сих пор сомневаются в том, является ли показатель кликабельности прямым сигналом ранжирования для поисковой системы, умалять значение CTR не следует...
preview 6 секретных техник оптимизации JPEG-изображений

6 секретных техник оптимизации JPEG-изображений

Оптимизация изображений на сегодняшний день занимает ключевое место, когда речь идет о скорости сайта
preview В поисках трафика: что мешает продвижению

В поисках трафика: что мешает продвижению

Один из основных шагов успешного продвижения по трафику - правильное составление товарного каталога, поэтому в начале работы по оптимизации необходимо логично распределить весь...