Особенности SEO для сайтов-агрегаторов

Кейс агрегатора туров Camplike

Автор: Роман Цветков, сооснователь проекта Camplike и партнер маркетингового агентства Комплето. Полгода назад мы запустили агрегатор туров для активных путешествий, и при продвижении основной акцент сделали на SEO. Почему мы выбрали поисковое продвижение, как оптимизировали сайт, и что из этого получилось, читайте в этой статье.

Агрегатор — тип сайта, который по определению дружит с поисковиками

Оптимизация сайтов для поисковых систем направлена на то, чтобы пользователь как можно быстрее нашел ответ на свой вопрос. У агрегаторов похожая задача: предложить как можно больше вариантов, соответствующих запросу клиента.

Если мы ищем через Google гостиницу в Москве с бассейном, то в топе выдачи видим Tripadvisor, Островок и прочие агрегаторы. На первой странице нет ни одного сайта гостиницы:

Выдача по запросу «Гостиницы в Москве с бассейном»

Если вы сделали сайт для одной гостиницы, и в ней нет бассейна, в поисковике ничего не отобразится. Если же в базе сайта тысячи отелей, ваш ресурс даст пользователю информацию почти по любому запросу и будет намного чаще появляться в выдаче поисковиков.

Агрегаторы должны тратить меньше денег на маркетинг, чем другие компании

Допустим, туроператор готов заплатить 15% от каждой заявки на маркетинг. Он отдает эти деньги агрегатору: Booking.com, Островку или Camplike. На эти 15% от покупки Booking.com должен привлечь трафик, заплатить сотрудникам, сконвертировать пользователя и получить прибыль. Поэтому агрегатор может потратить на привлечение клиента максимум 5% от суммы покупки.

Соответственно, площадка должна привлекать трафик дешевле и эффективнее, чем компании, которые на ней размещаются.

Как реализовали SEO на проекте Camplike:

Разработали структуру сайта, исходя из предложений по турам

Обычно страницы строятся исходя из спроса в интернете. Сначала разработчик ищет релевантные ключевые слова на Вордстате, затем оптимизирует под них страницы и структуру ресурса.

Но такой подход работает, если вы имеете дело с сотнями ключевиков. Если счет идет на тысячи и миллионы запросов, а вы не рабовладелец, такой объем информации обработать невозможно. Поэтому мы выбрали другой путь:

1. Изучили сайты конкурентов и туроператоров

2. Посмотрели ключевики и получили общее представление о том, что люди ищут

3. Включили здравый смысл

4. Составили структуру сайта, определили фильтры и категории, исходя из п.1-3

Мы жестко не привязывались к запросам просто потому, что в нашем случае это слишком большой объем работы. В то же время, набор фильтров и категорий позволяет генерировать страницы под спрос, который уже существует или потенциально может появиться. Например, запроса «Виндсерфинг для новичков в ноябре» в Вордстате нет, но такая информация может пригодиться потенциальному клиенту.

Так мы соберем трафик по низкочастотным запросам.

Придумали много страниц

Исследование конкурентов показало, что на сайте-агрегаторе должно быть очень, очень много страниц.

Давайте посмотрим на Booking.com. На нем размещаются 1,5 млн отелей. Казалось бы, на сайте должно быть 1,5 млн страниц. Но это не так: если мы поищем в Google, то найдем 49 млн страниц Booking.com — и это только в рунете.

То же самое с Incamp.ru — это сайт с каталогом детских лагерей, похожий на Camplike. У них в базе зарегистрировано 3,5 тысячи лагерей, а страниц в выдаче — 32 тысячи.

Этот колоссальный объем контента появляется за счет листингов. Если посмотреть, какие страницы попали в выдачу, вы увидите «Лучшие отели», «Отели Финляндии», «Отели 5 звезд в Москве», «Образовательные лагеря для детей».

Чтобы сгенерировать тысячи страниц на Camplike, мы разработали систему фильтров:

- По типу отдыха

- По цене

- По датам

- По типу досуга, который предоставляется в кемпе

- По стране и городу

- По необходимости получать визу

- По опциям тарифа: трансферы, завтраки и пр.

Система генерации страниц на camplike.ru

В итоге пользователь получает информацию по нескольким параметрам. Например, страница «Туристический поход в России для любителей летом» дает листинг с турами по типу отдыха, месту, уровню подготовки и времени. Такой запрос будет низкочастотным, но «вкусным»: человек точно знает, что ему нужно, и с большой вероятностью купит тур именно у нас.

Настроили автоматическую генерацию страниц

На нашем сайте уже 16 тысяч страниц, и эта цифра растет. Сгенерировать такое количество контента вручную невозможно, поэтому мы автоматизировали процесс.

Логика формирования страниц

Мы написали сервис на Битриксе, который создает шаблоны и на основе них формирует страницы по фильтрам: например, страна+категория.

Формирование страницы с параметрами страна+категория в Битриксе. Пример готовой страницы

Для каждого фильтра заполнено название на русском и английском языке и имя для базы данных. Когда мы заполнили все поля для параметров, нам говорят, сколько страниц из них получится.

С помощью параметров категория+страна можно сгенерировать 1537 страниц

При этом система настроена так, что она не создает страницы, где по параметрам выдается ноль кемпов. Поисковики могут понизить в выдаче из-за «пустых» страниц.

Кроме того, в CMS добавили переменные: категория, дата, опция, цена, количество кемпов на странице.

Базовые элементы страниц для SEO

С помощью переменных для каждой страницы формируется:

- Заголовок с тегом h1

- «Человекопонятный» URL

- Title страницы

- Метаописание

- Ключевые слова

Из переменных создаем метатеги

Внутренняя перелинковка

Внутренняя перелинковка тоже создается автоматически. Сначала мы выписали в таблицу ее структуру:

Перелинковка в каталоге Camplike

На каждой странице размещаем ссылки:

- На уровень выше

- На уровень ниже

- На страницу того же уровня

Логика расположения ссылок устанавливается в CMS и прикрепляется к шаблонам, а потом — к страницам

Список всех страниц

В CMS есть список всех страниц, где указаны их параметры и то, как они сформировались: вручную или автоматически.

Список страниц на camplike.ru

Для каждой страницы можно менять параметры вручную. Если вы меняете h1 или URL руками, в поле появляется отметка об изменениях. Если мы поменяем какой-то SEO-фильтр, эти поля не изменятся.

Заполнили страницы контентом (план)

Фильтры и внутренняя перелинковка — это, скорее, элементы для поисковых систем. А для людей нужна подробная информация обо всем, что влияет на решение о покупке.

Каждая страница сайта должна выглядеть как посадочная. Хороший пример — подборки агрегатора Level.Travel. На каждой из них мы видим целый набор данных, который генерируется автоматически:

- Заголовок

- Текст

- Погода

- Информация о стране

- Популярные курорты

- Цены на туры

- Курс валют

- Отели

- Визы

- Часовые пояса

- Отзывы

- Инструкция, как искать туры

- Другие предложения

Страница о турах в Египет на Level.Travel — полноценный лендинг

На страницах Camplike сейчас представлены только:

- Заголовок

- Текст

- Предложения

Текст на начальном этапе генерируем автоматически.

Кусок генерируемого текста для категории

Чтобы получить сотни варианты текстов, внедрили в наш Битрикс API сервиса SeoGenerator.

Текст для страниц получается уникальный и читабельный, но со временем мы хотим сделать его более интересным уже вручную. Кроме того, планируем добавить на страницы такой же классный контент, как Level.Travel: отзывы, истории, кейсы, погоду, картинки, цены на перелет, места поблизости. Выглядеть это будет примерно так:

Дизайн будущих лендингов Camplike

Результат

SEO-трафика на Camplike пока что не много: в июле к нам зашли 500 человек из поиска. Но с апреля 2017 года трафик постоянно растет.

Трафик из поисковых систем со времени запуска Camplike

В августе вы видите спад, потому что скриншот сняли 3 августа. За эти дни мы получили 93 сеанса. Соответственно, к концу месяца мы ожидаем более 900 посетителей из Organic Search.

Да, это не взрывной рост по трафику. Если заплатить агентству 300-500 тысяч рублей в месяц, можно сделать больше работ и получить более впечатляющий результат. Но мы развиваем Camplike за свой счет и хотим показать, что каждый начинающий проект может позволить себе грамотное SEO без закупок ссылок и других серых методов.

Вывод:

- Формируйте страницы исходя из предложений, а не ключевиков

- Создавайте подборки предложений и настройте их автоматическую генерацию

- Оформляйте каждую страницу как лендинг: подробный контент, хорошая верстка и перелинковка

Так работает SEO для агрегатора и любой площадки, где публикуется большое количество предложений.

preview О чем говорить со специалистом по SEO. Инструкция для клиентов

О чем говорить со специалистом по SEO. Инструкция для клиентов

Существуют такие аспекты оптимизации, о которых знают толковые сеошники, но не подозревают их клиенты...
preview JavaScript и SEO: сканирует ли Google JavaScript?

JavaScript и SEO: сканирует ли Google JavaScript?

По мере эволюции интернета растёт спрос на сайты, имеющие всё более интерактивную функциональность...
preview Как сделать dashboard для мониторинга контекстной рекламы с помощью Power BI

Как сделать dashboard для мониторинга контекстной рекламы с помощью Power BI

Статья об использовании Power BI для работы с показателями контекстной рекламы на примере выгрузки статистики из рекламной системы Яндекс.Директ и Google Analytics
preview Алгоритм «Королёв» - очередная порка сеошников откладывается

Алгоритм «Королёв» - очередная порка сеошников откладывается

Как никогда весь «сеошный» мир ждал запуска нового алгоритма ранжирования, анонсированного на 22 августа 2017 года
preview 18 SEO-мифов, о которых нужно забыть

18 SEO-мифов, о которых нужно забыть

SEO-специалисты и маркетологи всего мира меняют свои приоритеты, отказываясь от одержимости линкбилдингом и ключевыми словами, и все больше обращая внимание на качественный...
preview Мнения: «Королёв» - это так тонко, что даже толсто

Мнения: «Королёв» - это так тонко, что даже толсто

Широко разрекламированный анонс нового алгоритма Яндекса по факту оказался малоинтересным для SEO-общественности событием