Острова Яндекса: Алгоритм создания и этапы модерации

2 октября 2013 года на пятой технологической конференции Яндекса YaC 2013 прошла встреча с представителями Яндекса Булатом Каримовым и Владимиром Горовым, которые рассказали вебмастерам об этапах создания собственного острова и ответили на их вопросы, касающиеся этой поисковой платформы.

Об этапах создания острова вебмастером и обо всем, что с этим островом потом происходит на стороне Яндекса, рассказал Владимир Горовой. Он напомнил, что пока острова можно создавать только сайтам с тИЦ от 300, которые к тому же действительно являются полезными для пользователей и могут решать их насущные задачи.

1-й этап — Песочница. Именно здесь вебмастерам рекомендуется тестировать свои созданные острова и не бояться сделать что-то не так, оттуда ничего не попадает в бету.

2-й этап — Создание микроразметки. После тестирования в песочнице наступает этап создания микроразметки на сайте. Mикроразметка указывает роботу где находится xml-файл с описанием острова который нужно показывать для этой конкретной страницы.

3-й этап – Проверка микроразметки. Микроразметку можно проверить при помощи специального валидатора микроразметки.

Через какое-то время приходит поисковый робот, обходит сайт и индексирует эту страницу. После этого начинается процесс модерации. Владимир сообщил, что на Яндекс.Вебмастере появился раздел, который посвящен представлению сайта в результатах поиска. Там можно будет следить за модерацией острова.

Что же происходит в Яндексе, когда он получает новый остров?

1 этап – автоматическая проверка на мат, на порно, на то, что в нем нормально представлен контент, а не все написано капслоком и проч. Автоматическая проверка также включает в себя проверку того, что пользователь, кликая на этот вновь созданный остров, попадет на правильную страницу приземления. Бывает, что одни острова ведут на несуществующие страницы, другие и вовсе выдают 404-ю ошибку.

2 этап – ручная модерация. Асессоры смотрят, соответствует ли остров требованиям поисковой системы, придерживается ли продуктовых гайдлайнов, содержит ли сайт, заявленный в острове контент. Тексты острова обязательно должны совпадать с текстами на сайте, чтобы пользователь не был введен в заблуждение и проч.

3 этап – оценка релевантности острова запросам. Берутся популярные запросы, и проверяется, насколько уместно по тому или иному запросу показывать вновь созданный остров. Острова, не соответствующие большому количеству запросов отсеиваются, потому что остров, на который никто не будет ходить, не нужен ни пользователю, ни поиску, ни сайту.

4 этап – тестирование. После того, как остров прошел модерацию, он появляется в бете островов. Но и после этого все равно продолжаются регулярные проверки.

Остров анализируется на полезность и на соответствие тому, как должны выглядеть острова для тех или иных продуктов. Если приходит какой-то новый интересный кейс, он добавляется в уже существующую библиотеку, чтобы служить примером остальным. А если вдруг он не интересный, то Яндекс предлагает сделать что-то еще, и дает возможность посмотреть примеры. Владимир еще раз повторил, что если вебмастер считает, что продуктовая форма будет не очень полезна для его сайта, то лучше ее пока не делать, она все равно не пройдет процесс модерации. Владимир также сказал, что если вебмастер вдруг меняет сайт и ему нужно быстро отключить остров, такая возможность обязательно будет добавлена в Вебмастер. Яндекс хочет, чтобы вебмастера сами следили за актуальностью своего острова.

С помощью специальных метрик Яндекс будет оценивать добавляют ли созданные острова ценности поиску, и если нет – то будет их отключать.

Что же касается существующего ограничения по тИЦу, то пока оно сохраняется, но со временем Яндекс планирует его отключить. Очередь на модерацию будет ранжироваться по количеству показов, поэтому делать острова для малопосещаемых страниц не стоит. Не надо делать 10 тысяч островов для одного сайта.

Вопрос: — Вас всех хватит на то, чтобы модерировать все острова в ручную?

Владимир Горовой: — Мы сейчас настраиваем и пытаемся автоматизировать этот процесс.

Вопрос: — Как часто можно будет обновлять остров, и как это будет происходить?

Владимир Горовой: — Скорость модерации зависит от популярности, и, каждый раз, внося изменения в свой остров, вы будете ждать модерации опять, а в это время будет показываться старый остров.

Вопрос: — Не начнут ли разные недобросовестные люди плодить кучу элементов в своем острове, чтобы забить всю выдачу?

Булат Каримов: — Мы планируем это ограничивать специальной формой. Будут выработаны какие-то единые шаблоны для заказа билетов например, для вызова такси и проч. То есть, возможности делать остров безразмерным не будет.

Вопрос: — Сколько все-таки по времени будет занимать модерация обновлений острова? Если я посмотрел в Метрике, что он неэффективен и что-то там поменял?

Владимир Горовой: — Текущая ситуация такая – если то, что добавлено, не очень существенно – то модерация будет осуществляться автоматически, а если добавлено что-то существенное, то вас снова будут модерировать вручную, и это будет занимать день-два. Но у нас цель – сделать это как можно быстрее. Однако, не стоит забывать, что модерация происходит тем быстрее, чем ближе в нашей внутренней очереди находится сайт и остров. А это определяется по показам.

Вопрос: — Если у вас есть внутренняя очередь по показам, то зачем еще нужен отбор по тИЦу?

Владимир Горовой: — Изначально мы думали так сделать. Но дело в том, что статистика по показам, именно размеченных страниц, это непубличная информация. Она у нас есть, и мы не можем ее просто так кому-то отдать. Поэтому было принято решение делать внешний отбор по тИЦу. тИЦ это понятный вебмастерам показатель, возможно не лучший и нужный только для тестовых прогонов, чтобы оценить объемы.

Вопрос: — Как острова будут в будущем влиять на ранжирование сайта в поисковой выдаче?

Владимир Горовой: — Никак. Позиция сайта на выдаче определяется только алгоритмами ранжирования. С другой стороны, если сайт хорошо представлен в выдаче и помогает пользователю быстро решить задачу — он привлечёт больше внимания.

Вопрос: — Мы сможем полноценно влиять на весь сниппет, относящийся к острову?

Булат Каримов: — Нет, только на ту часть, которая указана сейчас. Нужно иметь хорошие метатеги и хороший description. Если у вас плохие сниппеты, а в Я.Каталоге хорошее описание и хороший description, то пишите в службу поддержки, это явно сниппетовщик где-то ошибся.

Обзор подготовила Оксана Мамчуева

Основатель Searchengines.ru. С 2005 по 2014 год работал генеральным директором компании "Яндекс.Украина". Основатель и директор крупнейшего коворкинга Одессы — "Терминал 42". Ведет блог, участвует в подкастах. Больше ничего не умеет.