Письма с предупреждениями от Google не приводят к ясности, но сеют панику

На прошлой неделе по рунету прокатилась волна беспокойства – форумы буквально пестрят сообщениями вебмастеров о том, что Google предпринял ряд санкций против сайтов, замеченных в покупке или продаже ссылок. Те же, кто не понес наказания от гиганта поиска, получили в «Инструментах для вебмастеров» уведомления о наличии на их ресурсах «неестественных ссылок».

После того, как Google нанес очередной удар по ссылочным биржам, тема предупреждений стала вновь актуальной.

Масла в огонь добавило и недавнее заявление главы службы по борьбе с веб-спамом Google Мэтта Каттса (Matt Cutts) о том, что поисковик ведет активную работу по обновлению алгоритмов Panda и Penguin

Отметим, однако, что данная волна «наказаний» и «писем счастья от Google» прокатывается по глобальной сети уже не в первый раз: так, в апреле 2012 года западные оптимизаторы активно обсуждали последствия обновления алгоритма Penguin — именно тогда в англоязычной выдаче Google снова были отмечены волны пессимизаций и банов. Тогда, главным образом, были наказаны владельцы ресурсов, злоупотребляющие продажей ссылок «сомнительным и спам-ресурсам».

Любопытно, что, несмотря на все обещания Мэтта Катса разобраться в ситуации с каждым отдельно взятым сайтом, стоит лишь его владельцу подать специальную заявку через форму обратной связи, вебмастера в один голос заявляли: «Писать в форму покаяния бесполезно — ты только признаешь свою вину, санкции за это не снимают, а если не писать, то велика вероятность, что и не наложат».

В этот же период на вебмастеров обрушился буквально шквал «писем счастья» от Google – предупреждение о «неестественных ссылках» получил даже сайт компании SEOmoz. «Наша компания никогда не занималась активным наращиванием ссылочной массы. Мы продвигаем ресурс идеальными методами с точки зрения SEO: мы всегда уделяли большое внимание выстраиванию сообщества заинтересованных и вовлеченных в нашу профессиональную деятельность людей (это все вы, ребята!), мы посвятили массу времени созданию оригинального и полезного контента. Результат: у нас лучшие ссылки, которые способствуют естественному продвижению ресурса. Представьте мое удивление, когда в «Инструментах для вебмастеров» я обнаружила предупреждение о наличии на сайте компании неестественных ссылок», — пишет руководитель по поисковому продвижению SEOmoz Руч Бурр (Ruth Burr).

Ей вторит и Дэнни Салливан, в статье, посвященной уведомлениям от Google, он приводит следующий пост Мэтта Каттса, опубликованный 20 июля 2012 года в соцсети Google+ : «Если вы получили вчера уведомление о наличии на вашем сайте «неестественных ссылок» — не паникуйте. Мы отправляли эти письма на все сайты, где была замечена какя-либо активность. Вчера мы предприняли очередной шаг по обеспечению большей прозрачности нашей деятельности и направили письма даже тем, у кого обнаружили всего несколько «сомнительных входящих ссылок». Это была всего лишь мера, которая поможет обнаружить активность спамных ресурсов в отношении вашего сайта. Причина отправки писем была вполне невинной.

К примеру, мы могли направить подобное уведомление владельцам качественных сайтов, если обнаруживали, что на их ресурсы ведут ссылки со взломанных сайтов. Если вы получили такое письмо, но знаете, что ваш сайт «невиновен» — не стоит беспокоиться. Мы просто движемся в сторону большей прозрачности».

Завершая статью, Дэнни Салливан пишет: «Эта «прозрачность» со стороны Google спровоцирует среди владельцев сайтов еще большее смятение и панику, вместо того, чтобы привнести ясность и покой».

Таким образом, исходя из приведенных выше комментариев веб-мастеров и экспертов отрасли, становится понятно, что уведомления от Google в 90% случаев не влекут за собой никаких последствий, и обращать на них внимание стоит далеко не всегда.

Большинство seo-специалистов сегодня склоняется к мнению, что ничего страшного нет и в тех письмах, которые стали приходить вебмастерам после 7 марта 2013 года. Это просто письма Google с предупреждениями, в которых поисковик говорит об опасности некоторых входящих ссылок, которые нарушают рекомендации Google для веб-мастеров.

В подтверждение этого вывода можно привести интересную статистику от Sape, которой поделился 8 марта на форуме Searchengines.ru Евгений Пошибалов: из проверенных 34 422 страниц у 2755 PR уменьшился, а у 29 PR увеличился, это страницы, на которых стоят 1 и более ссылок. Евгений также сообщил, что по статистике позиций сайтов, которые продвигаются в Sape, каких-либо особенных падений не заметно.

Эту статистику подтверждает и Константин Шурыгин, директор по специальным проектам «Ашманов и партнеры», руководитель SEO сервиса «Маремото»: «На наших мониторах — Seorate, Маремото, Noron — мы не видим никаких падений позиций в Google. Пингвин и Панда были явно заметны на графиках, но сейчас у клиентов «Ашманов и Партнеры» все только растет, без резких колебаний вверх или вниз. В Маремото на сегодня зарегистрировано почти 50000 клиентов, и никаких падений Google не наблюдается. Noron продвигает сайты во Вьетнаме, но и там никакого изменения ситуации не замечено».

Для того, чтобы лучше разобраться в сложившейся ситуации и понять, что вебмастерам нужно делать дальше, редакция Searchengines.ru обратилась к украинским seo-специалистам, для которых работа с Google является приоритетной. Мы попросили их рассказать, получили ли они «письма счастья от Google» после 7 числа, и если да, то что собираются делать и что порекомендуют делать остальным, кто тоже их получил?

Никаких изменений в позициях и трафике на продвигаемых сайтах не заметили специалисты компании Promodo. Роман Доброновский считает рассылку писем с предупреждениями – очередным шагом Google в политике «устрашения» вебмастеров. Год назад Google уже рассылал подобные письма, причем зачастую совершенно благополучным сайтам, и тогда за этими письмами не последовало ничего.

Однако, украинский специалист не исключает возможности того, что Google действительно планирует «обесценивать» эти ссылки. Тогда стоит сделать срез через 2-3 недели и посмотреть, верна эта теория или нет. В любом случае, по мнению Романа, каких-либо резких движений по мотивам одного полученного письма предпринимать не стоит.

Елена Камская, сообщила о том, что сайты проекта SeoLib.ru «писем счастья» от Google пока не получали, и ужесточение к покупным ссылкам на позициях тоже пока никак не отразилось. Зато именно после выходных был отмечен наплыв заявок на анализ ссылок от вебмастеров, которые получили эти тревожные предупреждения от Google.

У тех сайтов, которые были проанализированы, позиции пока не просели, но в ссылочной массе преобладают покупные ссылки с бирж и агрегаторов, — говорит Елена. Она уверена, что если оптимизаторы проигнорируют полученное предупреждение и оставят все как есть, с трафиком из Google им придется попрощаться в ближайшее время.

Елена Камская: «Вебмастерам, которые получили «письмо счастья», советую срочно проанализировать свою ссылочную массу и отказаться от спамных и явно покупных ссылок. Чтоб не потерять позиции в Yandex, ссылки можно не снимать, а отклонить через Google Disavow Links Tool».

Александр Максименюк, руководитель департамента комплексного продвижения, агентства интернет-маркетинга Netpeak, сообщил о том, что его компания по ряду проектов получила подобные «письма счастья» от Google.

«Интересным моментом является то, — заметил Александр, — что некоторым клиентам, с которыми мы давно расстались и, насколько мы знаем, они не покупают сейчас ссылки, тоже пришли такие письма. Ничего кардинально нового в этой ситуации нет. Очередное обновление антиспам-алгоритма позволило выявить им новый набор ссылок, не соответствующих «рекомендациям ПС».

Александр считает, что как и год назад, в большинстве своем, эти письма не несут за собой мгновенных санкций, однако, если не предпринять каких-лилбо действий, они могут последовать спустя 2-4 недели. Поэтому счастливым получателям «писем счастья» рекомендуется как минимум, проверить ссылки в «непослушном сервисе», о котором говорил Мэтт; убрать явный мусор, желательно вручную просмотрев доноров, которые остались и позаботиться о более естественном виде своей ссылочной массы. Если есть ссылки низкого качества над которыми нет власти , нужно использовать инструмент отклонения нежелательных ссылок. К ссылочной стратегии нынешних времен можно применить выражение Владимира Ильича: «Лучше меньше, да лучше».

Редакция Searchengines.ru также обратилась в компанию WebEffector с просьбой рассказать, как принятие «адресных мер» Google к страницам сайтов-доноров может сказаться на конечных пользователях системы.

Представители WebEffector сообщили, что после «адресных мер» со страницами сайтов-доноров может произойти два изменения: либо их PageRank уменьшится (вплоть до полного обнуления), либо эти страницы удалятся из индекса. В первом случае WebEffector будет анализировать доноров на предмет фильтрации передаваемого ссылочного веса в Google и сводить к минимуму закупку доноров, ссылочный вес с которых не передается.

Во втором случае будут автоматически перезакуплены для пользователя новые ссылки, со страницы, которая находится в индексе.

В итоге этих действий конечные пользователи WebEffector не должны пострадать от мер, которые проводит Google. Но, разумеется, агрегатор держит руку на пульсе, и в случае каких-либо изменений в правилах ранжирования Google будет немедленно реагировать в соответствии с этими изменениями.

В заключение хотелось бы напомнить, что основной поисковой системой в России, на которую ориентируются вебмастера и оптимизаторы, все-таки, является Яндекс, а не Google. И если какие-то действия положительно влияют на ранжирование в Яндексе, то менять работающую стратегию продвижения под требования Google можно только с оглядкой на то, чтобы не пострадали результаты в Яндексе.

Журналист, новостной редактор, работает на сайте с 2009 года. Специализация: интернет-маркетинг, SEO, поисковые системы, обзоры профильных мероприятий, отраслевые новости рунета. Языки: румынский, испанский. Кредо: Арфы нет, возьмите бубен.