Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) возьмет на себя роль «третейского судьи» в конфликтах между онлайн-продавцами и потребителями. Об этом сообщают «Известия» со ссылкой на доверенный источник. На базе ассоциации будет запущена площадка для внесудебного разрешения возникших конфликтов.
Представитель АКИТ Артем Соколов отметил, что покупатели смогут попытаться решить конфликт в досудебном порядке на этой площадке после жалобы в магазин. Далее потребитель должен предоставить любые бумаги или электронную переписку, которые подтвердят факт наличия конфликта. После этого представители независимого Общества защиты прав потребителей рассмотрят возникший спор. В качестве санкций для магазинов-нарушителей могут быть использованы публичные рейтинги, чтобы покупатели могли знать о поведении ритейлеров.
Первое время платформа будет действовать как эксперимент на деньги компаний, входящих в ассоциацию. Чиновники оценивают такой механизм неоднозначно, а юристы для минимизации конфликтов предлагают просто увеличить судебные издержки.
Минэкономики также заинтересовано в запуске подобного механизма и предлагало создать в России онлайн-платформу для внесудебного урегулирования конфликтов между потребителями и интернет-ритейлерами еще в начале августа этого года, указывая, что целесообразно рассмотреть в качестве примеров зарубежные механизмы досудебного обжалования.
По данным Союза потребителей, число жалоб граждан на действия интернет-магазинов превысило 100 тыс. за 2015 год. При этом, согласно прогнозу общественных организаций с учетом динамичного роста сферы электронной торговли на 2017–2018 годы, число таких обращений достигнет более 200 тыс. в год.