Почему Google закрывает Reader? Он никогда не приносил дохода

Как известно, 13 марта 2013 года представители Google официально объявили о намерении закрыть RSS-платформу для чтения Reader и еще 7 своих программных продуктов и сервисов.

Решение о прекращении поддержки RSS-читалки, начиная с 1 июля 2013 года, вызвало волну беспокойства в среде пользователей сервиса. Активные обсуждения причин закрытия Google Reader до сих пор ведутся на множестве форумов и в различных сообществах. При этом, все поклонники RSS-платформы для чтения единодушно сходятся во мнении, что закрытие проекта было обусловлено чисто экономически соображениями, а не заботой Google об интересах пользователей.

Иными словами, дело не в том, что пользователи потеряли интерес к сервису Google Reader, а в том, что затраты на его поддержку и дальнейшую разработку не приносят столь высоких прибылей, как, к примеру, инвестиции в соцсеть Google+. Графики, опубликованные Луисом Греем (Louis Gray), активным приверженцем данной RSS-платформы, на форуме Quora.com ясно свидетельствуют о том, что интерес подписчиков к сервису на протяжении последних лет лишь возрастал:

Отметим, что данные заимствованы из официального блога Google.

В свою очередь, Брайн Ши (Brian Shih), бывший менеджер по продукту Google, ответственный за разработку Reader’а, подтвердил догадки пользователей следующим образом: «Надо быть инопланетянином, чтобы не понимать, что сервис не приносит дохода по сравнении с затратами компании на него. Google Reader никогда не был «инструментом зарабатывания денег» для Google. Конечно, в ленте присутствовали рекламные баннеры, AdSense предоставлял возможность покупки рекламы в Reader’е, однако прибыль в чистом виде никогда не была основной целью RSS-платформы для чтения.

Поскольку данному сервису присущи определенные элементы «социальности», в Google его всегда противопоставляли социальным сетям и сервисам. Нам уже приходилось бороться за его существование. Так, в 2008 году было решено перебросить команду разработчиков Google Reader на создание OpenSocial; в 2009 – на разработку соцсервиса Buzz; в 2010 команде поручили разработку Google+.

Таким образом, «умирание» сервиса началось еще в 2010 году, когда лучшие инженеры вошли в состав команды разработчиков Google+. Google всегда включал в свои социальные проекты инженеров Reader’а, поскольку именно они лучше других умели анализировать социальные аспекты работы различных платформ.

Google Reader всегда был ненавязчивым социальным сервисом, с которым пользователи буквально «срастались органически», вот почему его закрытие еще длительный период будет восприниматься пользователями болезненно».

Еще одно любопытное предположение сводится к тому, что сегодня интернет стал, так называемым, «попсовым продуктом», доступным для всех, в то время как ранее существовала некая элитарность его использования, поскольку освоение глобальной сети требовало от пользователя определенной образованности и дополнительных знаний. Кроме того, еще лет десять тому назад глобальная сеть была практически некоммерческой. 

Вот что пишет Пол Денлингер (Paul Denlinger), активный пользователь Google Reader c 1999 года: «Как стандарт RSS разрабатывался технически образованными людьми для таких же технически подкованных пользователей. Изначально это был международный формат, предназначенный для передачи данных с одного сайта на другой. С точки зрения пользователя, это был весьма удобный и целесообразный путь получения большого массива нужной информации. Безусловно, этот формат абсолютно не учитывал потребностей главных игроков рынка рекламных технологий. Рекламодатели и поставщики рекламных услуг, в свою очередь, всегда мечтали отслеживать поведение пользователей. RSS-платформы не предоставляли им такой возможности. Это и послужило причиной массового перехода на кастомизированные сервисы, которые впоследствии вытеснили данный формат.

Google всегда была и остается гигантской коммерческой медиа-компанией, которая получает прибыль от рекламодателей. Это значит, что она будет постоянно продвигать исключительно сервисы и инструменты, представляющие наибольший интерес для рекламодателей».

Подводя итог, важно отметить следующее: абсолютно все пользователи форума сходятся во мнении, что сегодня Google рассматривает собственных пользователей исключительно как потребителей рекламной продукции, забывая об их истинных интересах, потребностях и предпочтениях, которые очень часто носят абсолютно некоммерческих характер.

Редактор-переводчик портала Searchengines.ru, работает на сайте с 2010 года. Специализируется на западном интернет-маркетинге, новостях социальных сетей и поисковых систем. Постоянно принимает участие в профильных семинарах и конференциях в качестве журналиста-обозревателя. Языки: английский, французский.