На этот вопрос попыталась ответить команда Digital Guru, проведя исследование, посвященное сравнению рынков e-commerce России и Украины с развитыми странами.
Результаты исследования показали, что объем рынка e-commerce России по результатам 2012 года составил 12 млрд. долл, а Украины – 1,5 млрд. долл., что значительно проигрывает объемам других развитых стран:
И это не смотря на то, интернет-аудитории России и Украины вполне многочисленны. Может показаться, что все дело в низкой покупательной активности пользователей Сети. Однако специалисты Digital Guru пришли к выводу, что все дело в недостаточной вовлеченности пользователей интернета в процесс совершения покупок онлайн.
Если в выбранных для сравнения развитых странах подавляющее большинство пользователей Сети использует возможности e-commerce для совершения покупок (68–82%), то россияне и украинцы делают этот гораздо менее охотно: лишь 25% жителей РФ и 14% жителей Украины совершили хотя бы 1 покупку в интернете в 2012 году.
В абсолютных цифрах, интернет-покупателями в РФ следует признать 14,5 млн человек, в Украине – всего 2,1 млн чел. Для сравнения, аудитория, участвующая в розничной электронной коммерции в США составляет почти 167 млн человек, в Великобритании – 43, в Германии – 52.
Как показывает опыт России и других стран, интернет-аудитория начинает участвовать в e-commerce лишь при достижении определенной зрелости в пользовании интернетом. Наиболее активными покупателями являются люди, «стаж» общения с Сетью которых составляет не менее 3–5 лет, а переходным этапом к совершению покупок через интернет является активное использование поиска для анализа информации о будущей офлайн или онлайн-покупке:
Именно такая картина отмечается для России и Украины – их жители гораздо интенсивнее изучают товар перед покупкой, используя поисковики, нежели европейцы или американцы. Этот факт подтверждает вывод о том, что причиной небольшого объема российского и украинского рынков интернет-торговлипри заключается именно во временной недостаточной вовлеченности аудитории.
Об этом также свидетельствует и сравнение годовых затрат на онлайн-шоппинг по разным странам:
Как видим, годовые затраты на интернет-шопинг на 1 покупателя составляют в России $828, в Украине – $714, и это больше чем в Германии ($677). Соответствующий показатель для США и Великобритании равняется $1104 и $1206 соответственно. Сходные значения по объемам затрат на интернет-покупки между такими разными странами объясняются тем, что если в России и Украине покупки в основном совершают активные жители больших городов с доходом выше среднего, то в развитых странах в розничный e-commerce вовлечены все слои общества, что и отражается на средних цифрах.