Поиск счастья для бизнеса через анализ источников трафика

На примере реального бизнеса, представленного в онлайне и оффлайне, Денис Гурьев, генеральный директор группы компаний Webcom Media, рассматривает все его рекламные активности; анализирует подводные камни; выявляет, что же на самом деле нужно бизнесу.

В качестве кейса рассмотрен реальный опыт работы с компанией, которая специализируется на продаже аксессуаров для мобильных устройств и недорогих гаджетов. То есть, бизнес компании построен таким образом, что она получает большое количество лидов с небольшим средним чеком.

Портрет клиента выглядит так:

Бизнес представлен 2 оффлайн-магазинами;

Также есть 1 интернет-магазин, на который ведет некоторое количество

В среднем магазин обслуживает до 200 заказов в день. Из них – около 100 заказов в день совершается в онлайне.

Средний чек равен 3000 рублей.

Ежемесячный бюджет на продвижение составляет 400-500 тысяч рублей.

Активности клиента, связанные с продвижением сводятся к следующему:

  • Контекст в Яндексе и Google.
  • Ретаргетинг/ремаркетинг.
  • SEO в Яндексе и Google.
  • Рассылки (e-mail, SMS).
  • Яндекс.Маркет.
  • Торговые площадки (Price.ru и др.).
  • Прямой трафик (постоянные клиенты).
  • Социальные сети (с выделением таргетированной рекламы).
  • Медийная реклама.
  • Наружная реклама (по QR-коду).
  • Остальные источники.

При этом на момент обращения в агентство основные потребности бизнеса были такими:

  • Получить больше продаж при том же бюджете на рекламу.
  • Понять, какая реклама лучше работает и получить более высокий CTR.
  • Выявить, какая реклама дает больше звонков.
  • Добиться «счастья» для бизнеса – на этом этапе подрядчик, как правило, не понимает, чего же на самом деле хочет клиент. При этом априори клиент считает, что маркетинг в компании настроен хорошо.

На этапе предварительного анализа:

  • Настроили Яндекс.Метрику под каждый канал. Все рекламные активности оставили, как есть.
  • Проверили все формы, корзину на сайте, чтобы все работало корректно и измерялся каждый заказ.
  • Проанализировали порядок обработки звонков, как обслуживается клиент внутри фирмы.
  • Сделали несколько контрольных закупок (тайный покупатель). Важно понять все слабости бизнеса на уровне компании, чтобы грамотно выстраивать работу в дальнейшем.
  • Сделали несколько краш-тестов по телефонии на уровне компании.
  • Провели анализ следования клиента к покупке – от первого обращения до совершения заказа.

Результаты подготовительного этапа оказались следующими:

  • По сайту были выявлены:
    • Недочеты работы сайта.
    • Острые проблемы с точки зрения юзабилити.
  • Также удалось обнаружить серьёзные проблемы в области телефонии:
    • В компании не было системы распределения звонков.
    • Не было взаимозаменяемости менеджеров.
    • Было зафиксированное большое количество упущенных звонков.
  • В ходе предварительного анализа были выявлены и проблемы в области бизнес-составляющей компании:
    • У каждого менеджера была своя база клиентов.
    • Учет клиентов производился в ПО складского учета. Не было CRM-системы, клиенты практически никак не учитывались.

На втором этапе проанализировали проблемы и быстро исправили их для подготовке к дальнейшей работе:

  • Благодаря сервису Вебвизор, решили острые проблемы юзабилити сайта.
  • Скорректировали сайт и подготовили его к нормальной работе.
  • Развернули собственный call-центр, установив на сервер клиента ПО Астерикс.
  • Подключили сервис Яндекса Целевой звонок 2.0.
  • Купили сервис платной рассылки.
  • Подобрали, настроили и запустили CRM-решение для бизнеса. В CMS клиента был встроен CRM-модуль, который смогли доработать для дальнейшего ведения бизнеса.
  • Определили порядок работы, по которому обучили персонал.
  • Согласовали и запустили временную акцию на 30 дней со снижением цен на товар. С этой целью клиента попросили сделать покупателям скидку в10%. Это было необходимо, чтобы идентифицировать клиентов, приходящих на сайт.

В ходе исследования удалось выяснить, что онлайн-клиенты компании в основном совершают покупку через сайт:

Иногда, увидев товар на сайте, они делают заказ по звонку:

Третий вариант: посетитель приходит на сайт, но покупает товар в оффлайн-магазине:

Также есть вариант, когда посетитель приходит в оффлайн-магазин, минуя сайт. Это, так называемая, «проходимость точки»:

В ходе дальнейшей работы с клиентом анализировали каналы и осуществляли подсчёт конверсий. Данные по каждому каналу тегировали UTM-метками, заводили данные по каждому каналу в Яндекс.Метрику, которая передавала их в CRM. Таким образом, удалось получить информацию по онлайн-конверсиям в разрезе каналов.

Онлайн + телефонная конверсия происходят следующим образом: посетитель заходит на сайт через определенный канал. Под каждый канал с использованием сервиса от Яндекс Целевой звонок 2.0 проставляется отдельный телефонный номер. Автоматически настроенное ПО Астерикс передает данные из call-центра в CRM. Все действия по факту фиксируются.

Онлайн-конверсия с использованием QR-кода происходит следующим образом:

При таком подходе на каждую категорию товара можно устроить свою акцию.

Налаживание работы call-центра позволило закрыть все базовые проблемы. В ходе работы с клиентом были купены дополнительные номера, и таким образом решена проблема занятости абонентов. Для улучшения работы назначили правила распределения звонков, исключающие упущенные звонки. Записали приветствия, которые информировали клиентов об уникальной акции на сайте и стимулировали их к участию в этой акции. Внедрили записи телефонных разговоров, что позволило свести к минимуму количество ошибок, допускаемых операторами.

Все данные свели в CRM–систему, которая стала единым центром обработки данных клиентов. В этой же системе происходила фиксация всех совершаемых продаж, в том числе, по телефону и в оффлайн-магазине.

Связь CRM с ПО call-центра позволила:

  • Понимать, была ли совершена конверсия по звонку.
  • Выводить звонки в саму CRM.
  • Связывать их с существующими клиентами.
  • Размещать там же записи телефонных разговоров.

Техническая и пользовательская составляющая были объединены, в результате чего удалось сформировать экосиситему:

Пример карточки товара на сайте выглядел следующим образом: цена на товар показывалась уже со скидкой. То есть у пользователя не было возможности оформить товар без скидки:

При нажатии на кнопку «Купить» пользователь получает спецпредложение и видит, сколько дней осталось до конца акции:

В случае, если пользователь уходит с сайта, ему показывается баннер «Не нашли, что искали…» и далее делается спецпредложение (скидка на любой другой товар) с просьбой оставить свой e-mail или номер мобильного телефона:

Результаты работы были сформированы в виде отчетов, составленных на основе полученных данных:

Таблица позволяет проанализировать трафик и подсчитать стоимость каждого канала и конверсии:

В итоге удалось получить следующие результаты:

  • Было зафиксировано 75% от всех продаж.
  • Остальные 25% — естественный поток покупателей в оффлайне за минусом погрешностей (из-за наличия двух точек продаж).
  • Удалось установить, что нет прямой зависимости между трафиком и звонками.
  • Также нет прямой зависимости между количеством звонков и конверсий по телефону.

Однако здесь важно понимать, что у каждого бизнеса будет своя картина по различным источникам эффективности.

Также имеют место погрешности, которые также следует учитывать.

Прежде всего, это:

  • «Контентное голодание», когда на сайте недостаточно описаний и пользователи звонят, чтобы получить дополнительную информацию по товару или услуге.
  • Нередко имеют место отложенные конверсии – здесь возникает вопрос, какой канал считать основным.
  • Еще один значимый фактор – неконкурентная цена. В итоге бизнес получает мало звонков и мало продаж.
  • Сегодня актуальна проблема кросс-девайс, когда человек смотрел товар с одного устройства, а заказал – с другого.
  • Случаются ситуации, когда пользователи звонят по телефону, уточняют подробности, а затем делают заказ на сайте.
  • Бывает, что клиент приходит в оффлайн-магазин, на месте заходит на сайт и видит спецпредложение. В итоге он приобретает товар со скидкой на сайте.
  • Также имеют место проблемы технической работоспособности ресурса и юзабилити.
  • И пресловутый человеческий фактор. Чтобы получит верную результирующую таблицу, важно, чтобы менеджеры правильно вбивали данные по каждой конверсии.

Казалось бы, задача, поставленная перед исполнителем – решена, все погрешности учтены, результат получен. Однако здесь следует вернуться к вопросу: «А счастлив ли клиент?» Глобально клиент счастлив не был.

Под «Счастьем» понимается требование: «Дайте мне больше потенциальных клиентов!» Вместо этого в бизнес сталкивается с тем, что проведенный анализ оголяет проблемы не в части рекламы, а в части самого бизнеса.

Здесь имеет место иная реальность. То есть, у бизнеса нет маркетинговой стратегии. Владелец компании может проанализировать лишь тех клиентов, которые ему звонят и делают заказ на сайте. В то же время важно понимать, что 90-95% посетителей не конвертируются. При этом бизнес заплатил и за этих пользователей, и с ними нужно работать. Необходимо максимально идентифицировать каждого привлеченного посетителя – причем, как на сайт, так и в оффлайн-магазин. Не нужно гнаться за количеством лидов, нужно считать ROI для каждого канала, сегмента товаров. Бизнесу необходим комплексный подход к оценке конверсий.

Здесь подрядчику важно обладать всей информацией о бизнесе, которую владельцы никогда не предоставят полностью.

Решая проблемы бизнеса, важно уделять внимание формированию лояльности потребителей к бизнесу. Для этого пользователям важно предлагать карту постоянного покупателя в оффлайне. Если пользователь ничего не купил, ему необходимо дать код со скидкой. Если опоздали с доставкой товара – необходимо дать пользователю код, в котором будет зашифрована проблема, и предложить ему компенсацию за некачественное обслуживание. Если товара нет в наличии, важно предложить пользователю информирование о появлении товара по e-mail или sms – так получают данные для ремаркетинга. Важно активно использовать ретаргетинг/ремаркетинг.

Необходимо работать с ассортиментом продукции, логистикой и доставкой, разрабатывать программы лояльности. Кроме того, важно помнить, что в условиях кризиса выжить может только клиентоориентированный бизнес. С этой целью важно осуществлять обзвон после совершения покупки, работать с историей продаж клиента, осуществлять рассылку, работать с отзывами, предоставлять купоны на следующую покупку и т.п. Наконец, очень важно погрузиться в автоматизацию процессов и не забывать работать с персоналом колл-центра.

Только при комплексном подходе к реализации задач бизнеса владелец сможет добиться «счастья» в глобальном понимании.

Доклад Дениса Гурьева, «Поиск счастья для бизнеса через анализ источников трафика» прозвучал на третьей Вебмастерской Яндекса, в рамках которой была анонсирована бета-версия нового сервиса Яндекс.Вебмастер, представлена версия 1.0 API валидатора микроразметки, подведены первые итоги работы недавно запущенного алгоритма Минусинск.

Видеозаписи докладов третьей Вебмастерской Яндекса доступны на Searchengines.ru.

Редактор-переводчик портала Searchengines.ru, работает на сайте с 2010 года. Специализируется на западном интернет-маркетинге, новостях социальных сетей и поисковых систем. Постоянно принимает участие в профильных семинарах и конференциях в качестве журналиста-обозревателя. Языки: английский, французский.