Порвать всех. Как построить большой бизнес в России

    Инсайд – это всегда интересно. «Порвать всех» — это рассказ о том, как «Евросеть» за три года выросла из компании с ларьками на радиорынке в одного из лидеров ритейла мобильных гаджетов непосредственного организатора этого рывка.

    Сергей Фоменков был исполнительным директором ООО «ТД Евросеть» и вице-президентом управляющей компании «Евросеть» в 2003-2006 годах, в эпоху бурного роста компании.

    В бизнес Фоменков пришел из Вооруженных Сил; выпускник Тамбовского высшего военного командного училища химической защиты. В 2002-м получил диплом MBA Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. До «Евросети» работал в компаниях «Юниленд», ГК «Регент», АТК «СВ» (тм «Техносила»), ГК «Медмаркет». После — был гендиректором ОАО «ТС-Ритейл» (АФК «Система»), руководил ООО «Новый Импульс–50» (тм «Утконос»), ООО «Гет Такси Рус».

    Эта книга – своего рода бизнес-мемуары с выводами и обобщающими рекомендациями. Фоменков рассказывает о совершенно конкретных событиях в «Евросети», решениях, которые принимались, действиях учредителей – в первую очередь Евгения Чичваркина, и менеджеров, борьбе с конкурентами, коррупцией, «наездами» властей и недобросовестностью работников.

    Бурный рост возможен в компаниях «возможностного» типа – в отличие от «процедурных» компаний, и обязательный элемент для развития – эмоциональная система управления, которую осуществляют лидеры, считает Фоменков. Лидер – источник идей, неуспокоенности, изменений, источник хаоса уравновешивается сотрудниками-профессионалами, старающимися этот хаос организовать. Успех «Евросети» тех лет Фоменков видит, в частности, в идеальной управленческой команде, сбалансированном соотношении лидеров и профессионалов.

    Кстати, автора «Порвать всех» должна возненавидеть славная когорта бизнес-тренеров по эмоциональному управлению и ведущих тренингов по лидерству, — он не скрывает скепсиса по отношению к осмысленности и эффективности таких мероприятий. Фоменков убежден, что стать лидером невозможно – им нужно родиться. В основе лидерства лежит физиологическая предрасположенность, доказывает Фоменков, — генотип и социальная среда.

    «Ни корпоративная культура, ни эмоциональное управление, а вместе с ним и лидерство не создаются по указке. Нужна особая когорта людей-резонаторов. Звезды тянутся к звездам, а негодяи притягивают негодяев. Ищите звезд и меняйтесь сами в первую очередь», — пишет Фоменков.

    Такой подход к найму персонала естественно вызывал у «Евросети» проблемы с поиском людей.

    В своей книге он активно цитирует Гюстава Лебона, его «Психологию народов и масс», демонстрируя прикладные аспекты изложенной там теории применительно к управлению компанией и ее продвижению. Он подчеркивает: «Важно не забывать: лидеры — разрушители и не везде показаны. Лидер — атомный реактор, колоссальный потенциал которого требует умелого обращения».

    Так же скептичен Сергей Фоменков по отношению к экспатам в управлении российскими компаниями и «импортным» бизнес-тренерам. За исключением очень немногих ситуаций, к примеру, подготовке к выходу на внешние рынки и т.п., непонимающие местных реалий экспаты — неэффективны, а материал тренингов зачастую устарел или мало применим: тренеры-теоретики знают о реальном бизнесе куда меньше практикующих менеджеров.

    Автор утверждает, что опыт и чтение специальной литературы позволили ему выработать модель управления, которая почти со стопроцентной вероятностью ведет к успеху. Она включает в себя анализ внутренней и внешней среды, планирование, организацию процессов, в частности, внедрение совещаний-пятиминуток, мотивацию, контроль и регулирования.

    «Порвать всех» описывает, как «Евросеть» боролась с Samsung, каким образом нивелировались проблемы с ассортиментом и как атмосфера – что отдельного салона связи, что внутри компании – отражается на ее доходах. Фоменков приводит примеры из своей обширной практики вне мобильного рынка, как верное изменение ассортимента внутри магазинов сети приводит резкому росту продаж.

    Фоменков абсолютно уверен, что «правильная» торговля – с качественным товаром, культурным обслуживанием – несет культуру потребления в массы. «Мы бесконечно много можем говорить об обостренном чувстве патриотизма, о национальной гордости, о духовности, но пока мы не удовлетворим базовые человеческие потребности, давая возможность выбора, все это будет очередной демагогией».

    Со многими выводами и утверждениями автора хочется спорить. Останавливает одно: за три года его руководства «Евросеть» открыла «всего» 3500 салонов в России и за ее пределами… Плюс – это просто интересно читать.

    Журналист, новостной редактор, работает на сайте с 2009 года. Специализация: интернет-маркетинг, SEO, поисковые системы, обзоры профильных мероприятий, отраслевые новости рунета. Языки: румынский, испанский. Кредо: Арфы нет, возьмите бубен.