Power BI — очень удобный и достаточно простой инструмент моделирования данных, позволяющий создавать динамические интерактивные отчеты, основанные на произвольном количестве источников информации. 

Удивительно, как мало SEO-компаний используют в своей работе Power BI, а ведь это очень мощный инструмент отчетности и автоматизации. Если для агентств по контекстной рекламе и performance-специалистов автоматизированный мониторинг агрегированных данных это уже не роскошь, а абсолютная необходимость, то польза Power BI для SEO, возможно, все еще не так очевидна.

Для чего и как можно применять Power BI в поисковом продвижении, я расскажу на примере своей компании, где мы уже несколько лет довольно успешно пользуемся этим инструментом.

У себя мы в первую очередь применяем Power BI для автоматизации отчетности:

1. Для оценки скорректированного SEO-трафика. При оценке SEO-трафика мы никогда не используем стандартные показатели из Google Analytics и Яндекс.Метрики, а используем скорректированные значения SEO-трафика. Как известно, в Google есть зашифрованный трафик, в который частично попадает брендовый трафик клиента. Так как мы специализируемся на бутиковом SEO, у нас очень много клиентов, у которых более половины трафика является брендовым. Соответственно динамика этого трафика существенно влияет на общую тенденцию. 

2. Для расчета финансовых условий. Использование Power BI позволяет освободить наших сотрудников от рутинного заполнения каких-то данных и дать им возможность сконцентрироваться на аналитике и принятии решений.

3. Для аналитических отчетов. В качестве примера такого отчета можно привести тарификацию SEO-трафика:

Здесь мы распределяем трафик на брендовый/небрендовый и к зашифрованному применяем элементарный процент так, чтобы нивелировать изменения брендового трафика. 

Или отчет, составленный для клиента, который пришел с проблемой падения прироста трафика. После переезда на новый сайт, замедлился прирост и клиенту хотелось этот привычный год к году прирост восстановить.  

Когда нами была проведена сегментация трафика, выяснилась совершенно другая картина — весь тот прирост трафика, о котором говорил клиент, последние годы обеспечивался только брендовыми запросами. И если смотреть на последний месяц (апрель), то потери составляли порядка 22 тыс. визитов. Это очень существенный объем трафика и нужно было срочно принимать меры:

Так же мы используем Power BI в SEO-аналитике. Наши оптимизаторы применяют этот инструмент для контроля проводимых с сайтами экспериментов, что позволяет рассматривать данные совершенно в другом ракурсе. 

Кроме того Power BI дает возможность интерактивно и очень быстро анализировать и находить разные аномалии в трафике и туда углубляться. Например возьмем сайт интернет-магазина, где неожиданно начала падать одна из категорий (категория розеток).

Если смотреть на общий SEO-трафик, то это падение очень похоже на сезонный спад, но так как Power BI дает возможность буквально в один клик перейти к другим разрезам (по поисковым системам), можно увидеть, что падение произошло только в Яндексе. Это значит, что необходимо проанализировать все последние изменения, которые делались в этой категории и могли привести к конфликту с этой ПС. Возможно, некоторые изменения нужно просто откатить, и категория восстановится.

При помощи Power BI удобно проводить сравнение эффективности разных техник продвижения. Например, если использовались два шаблона контента для страниц блога (один, условно, стоимостью 1 тыс. рублей, второй — 2 тыс.), динамический отчет позволяет нам отслеживать и сравнивать эффективность этих двух шаблонов, и, соответственно, принять решение, нужно ли инвестировать в более качественный контент.

Результат, который мы получили, не всегда так очевиден, как может показаться. Например, когда мы посмотрели, как ранжируются страницы категорий интернет-магазина с текстами и без текстов, оказалось, что до 2016 года никакой разницы не было, а последние годы тенденция изменилась, и страницы с текстами начали ранжироваться лучше.  Это может стать поводом для того, чтобы добавлять тексты на все страницы категорий интернет-магазинов.  И кстати, таким образом можно отслеживать изменения в ранжировании поисковых систем — раз нам не сообщают об изменениях в алгоритме, мы можем сами делать выводы, анализируя следствия этих изменений.

Для развертывания простого динамического BI-отчета SEO-специалисту потребуется не так уж много: 

  • установленный Power BI Desktop
  • доступ к Яндекс.Метрике
  • Google Таблицы (по желанию)

Power BI в основном позиционируют как систему омниканальной аналитики со сложной архитектурой и большими базами данных, что наверняка и отпугивает обычного сеошника, который не думает, что этот инструмент применим и к обычным, совершенно банальным вещам. Между тем есть такая отличная вещь как Power BI Template, которая помогает нам автоматизировать множество рутинных процессов и которой может пользоваться в своей работе любой SEO-специалист.

Каждый сеошник наверняка сможет составить несложное регулярное выражение для фильтрации небрендового трафика, подключить счетчик Метрики и получить отчет по его распределению, примерно вот такого вида:

В заключение хотелось бы процитировать Макса Уварова, который еще в прошлом году справедливо подметил, что: «Power BI — это конкурентное преимущество сегодня. А через год это будет просто необходимостью для эффективной работы в сфере digital.  

Начните свой путь раньше и продвинетесь дальше! Уверяю, инвестиции сегодня в Power BI быстро вернутся к вам в сэкономленных человеко-часах и довольных клиентах».

Журналист, новостной редактор, работает на сайте с 2009 года. Специализация: интернет-маркетинг, SEO, поисковые системы, обзоры профильных мероприятий, отраслевые новости рунета. Языки: румынский, испанский. Кредо: Арфы нет, возьмите бубен.