Компании CMS Magazine, Workspace и Dalee провели опрос PR-специалистов digital-компаний. Его основная цель – понять, что что собой представляет среднестатистический диджитал-пиарщик в 2017 году. Мы первыми представляем вашему вниманию наиболее интересные данные этого опроса.

Место работы

На digital-рынке преобладают небольшие компании — преимущественно до ста человек в штате. Многие ли из них могут позволить взять в коллектив PR-специалиста? Как оказалось – нет, особенно, если они оказывают недорогие услуги.

71,1% опрошенных пиарщиков указали, что работают в компаниях премиум- и верхнего ценового сегмента. 26,7% — в среднем, 2,2% — в нижнем.

Анастасия Клименко, PR-директор digital-агентства «Далее»:

«За последний год спрос на пиарщиков в digital-агентствах вырос. Правда, результатами их работы довольны далеко не все. Это прежде всего связано с тем, что не каждый руководитель компании осознает, что ему придется полноценно заниматься еще и управлением PR-деятельности каждый день. Если к такому формату работы руководство агентства не готово, имеет смысл отдать это направление на аутсорс или привлечь опытного руководителя PR, который самостоятельно подготовит стратегию продвижения, определит KPI и сможет реализовать поставленные задачи.

Сложнее обстоит ситуация с небольшими компаниями, где бюджеты на PR ограничены, и задачи решаются собственными силами, а руководство слишком занято другими проектами. Тогда необходимо сконцентрироваться на своей основной деятельности и продвигать успешные кейсы — и компанию заметят, о ней заговорят».

Основной функционал

Практическая любая услуга, будь то парикмахерская или автомастерская, подразумевает высокую квалификацию сотрудников как одно из условий, необходимых для выживания в конкурентной среде.

Грустно, что 40% опрошенных pr-специалистов рассказали, что обеспечение продаж является одной из основных поставленных перед ними задач. Безусловно, цель любого бизнеса — получать прибыль и PR здесь — отличный помощник.  Иначе, зачем он тогда нужен бизнесу? Но крайне важно не путать маркетинг, рекламу и прямые продажи. PR — это скорей некоторая база, которая склеивает между собой различные каналы продаж и форматы продвижения.

О том, какие именно шаги вне компетенций PR-специалистов помогают именно привлекать лиды, рассказал Алексей Титов, коммерческий директор компании «Garpix»:

«В нашей студии приоритет отдается каналам продаж, обеспечивающим входящие обращения ЦА. Клиенты с входящего потока, четко знают, что им требуется. Мы не объясняем лишний раз клиенту, для чего ему нужен тот или иной продукт. Если он не понимает этого изначально, то, скорее всего, его нельзя будет переубедить, и мы впустую потратим время на неквалифицированного заказчика. Понимающие лиды, как правило, приходят с таких площадок, как CMS magazine и Workspace. Они представляют стоимость разработки и формируют цели и задачи проекта. Также способствует увеличению трафика работа на выставках, SMM».

Дополнительный функционал

Работая в малом и среднем бизнесе (не только в диджитал), пиарщики должны быть готовы к полифункциональности согласно известной всем поговорке: и швец, и жнец, и на дуде игрец. Организация мероприятий, активности в соцсетях, контент-маркетинг, подготовка презентаций — в данное время это самые что ни на есть основные функции пиарщиков.

Малый бизнес закономерно не может позволить себе HR-специалистов, да и цель такая — чтобы за место боролись, а не просто приходили, ибо негодных кадров на рынке — масса. Так что и HR-задачи зачастую также ложатся на плечи пиарщиков

То, что опрашиваемые часто выбирали такие варианты как SEO, или проведение исследований, у организаторов опроса вызвало небольшое недоумение. Впрочем, если сотрудники справляются и им нравится — мы крайне рады и за них, и за их работодателей.

Способы оценки деятельности

Казалось бы: расцвет айти, всевозможные интеграции, автоматизация и бигдата, однако эффективность PR по-прежнему оценивается весьма субъективно.

Существует несколько общепринятых подходов к оценке качества PR-работ, однако, на наш взгляд, еще не придумано общедоступных и универсальных методик. PR по-прежнему — это нечто эфемерное, оцениваемое скорей на уровне «хорошо» или «плохо». Количественные показатели не являются маркером того, насколько качественно была проведена PR-кампания. В качестве примера можно привести публикации о компании в СМИ. Они могут быть как позитивными, так и нейтральными, а то и вовсе негативными. Не говоря уже о качестве площадок и количестве просмотров.

Наиболее важные достижения

Что касается самых весомых достижений за последний год, более трети (36,4%) указали, что считают таковыми проведение сложных мероприятий. Неудивительно. Эвенты/ивенты/евенты — это активность, в организации которой, как правило, задействовано множество различных сотрудников и подрядчиков. Координировать и систематизировать их работу — отдельный скилл. Такой же важный, как умение заранее разработать жизнеспособный план Б или вовремя выкрутиться из сложной ситуации.

27,3% анкетируемых выбрали вариант «Увеличение показателей». Это замечательно. Но больше всего нас порадовал вариант «Реализация моего рацпредложения» (13,6%).

Здорово, что пиарщики способны на то, чтобы их выдвигать, а их руководство — чтобы со вниманием к ним относится и внедрять.

Оценка профессионализма

В конце – крайне занятая цифра. В ходе проведения опроса диджитал-пиарщикам было предложено дать собственную оценку общему уровню квалификации своих коллег.

Результаты обескураживают. Лишь 36,4% удостоили своих коллег оценки в четыре балла, а более половины (52,3%) уверены, что общий уровень профессионализма пиарщиков в диджитал — это уверенная троечка.

В чем причина такой низкой оценки деятельности коллег? Возможно, в присущим многим шаблонном мышлении и неспособности объективно оценивать ситуацию. Тогда какой совет можно дать в этой связи?! Илья Леонов, маркетолог веб-платформы Webasyst:

«Не существует единого рецепта для всех ситуаций. Главный тренд продвижения всего чего угодно, в том числе и агентских услуг — это думать. Конечно, не просто сидеть сиднем на камне перед текущей рекой, а анализировать, оценивать, сравнивать, предполагать и проверять свои предположения. Хотя и сидение на камне — совсем не обязательно лишний пункт в предложенном списке действий. Результатом этого процесса мышления станут именно то решение и тот набор инструментов, которые будут оптимальными для достижения конкретного результата. И, кстати, чёткая постановка цели и её декомпозиция на отдельные задачи должны быть первым этапом в этом процессе размышлений».

 

Журналист, новостной редактор, работает на сайте с 2009 года. Специализация: интернет-маркетинг, SEO, поисковые системы, обзоры профильных мероприятий, отраслевые новости рунета. Языки: румынский, испанский. Кредо: Арфы нет, возьмите бубен.