Группа правозащитников Electronic Privacy Information Center (EPIC) подала официальную жалобу на Facebook в Федеральную торговую комиссию (FTC) США с требованием принять меры против социальной сети и добиться публичного внесения изменений в алгоритм ранжирования публикаций в новостной ленте. Причиной к подаче иска послужил эксперимент Facebook’а над «психологическим здоровьем» пользователей, проведённый 2,5 года назад.
Известно, что в январе 2012 года Facebook развернул на своей площадке следующий эксперимент: ежедневно в течение недели двум группам пользователей транслировались лишь позитивные или только негативные публикации. Общее число невольных участников эксперимента приблизилось к 700 тыс. человек. В результате, те, кто изо дна в день видели негативные новости, начали чаще устанавливать грустные или агрессивные статусы и делиться негативными постами. Те же, кому показывались позитивные новости – вели себя с точностью до наоборот.
Правозащитники сочли эксперимент «противоречащим сохранению прав и свобод человека», впоследствии новость получила широкую огласку в СМИ. По мнению представителей EPIC, исследование является тайным, а потому и мошенническим. Кроме того, оно грубо нарушает политику использования частных пользовательских данных. Известно, что Facebook не просто проводит эксперименты над конкретными пользователями, но и делился их результатами с психологами.
Власти США намерены проверить законность проведения данного эксперимента и, в случае обнаружения нарушений, наложить санкции на Facebook. То, какими будут предпринятые меры, зависит от масштаба нарушений социальной сетью прав и свобод пользователей. Как вариант, EPIC предлагает Федеральной торговой комиссии обязать Facebook сделать открытым код алгоритма ранжирования новостей в лентах.
Представители Facebook’а уже ответили на жалобу официальным заявлением: «Когда новый пользователь регистрирует аккаунт в Facebook’е, мы в обязательном порядке запрашиваем разрешение на право использования личной информации для улучшения наших сервисов. Таким образом, предположение о том, что мы проводили внутренний эксперимент, не оповестив об этом пользователей, является абсолютно вымышленным. Абсолютно все компании, желающие совершенствовать собственные услуги, используют данные клиентов, и далеко не всегда этот анализ персональной информации в политике использования личных данных носит название “эксперимент”».