Правильный переезд на HTTPS. Инструкции Яндекса

Вопросы деликатного переезда сайта с http на https не теряют своей актуальности. Инженер качества поиска Яндекса Александр Смирнов разбирает правильную последовательность шагов при переводе сайта на безопасный протокол и основные проблемы, возникающие при этом.

Необходимость переезда на защищенный протокол

HTTPS – это, по сути, расширение протокола HTTP,  которое поддерживает шифрование данных. В случае использования сайтом защищенного протокола, все данные при передаче шифруются, поэтому злоумышленникам гораздо сложнее их перехватить и использовать в своих целях.

Защита передачи конфиденциальных данных между сайтом и пользователем (пароли, данные банковских карт, личная информация) и является самой важной причиной для переезда на HTTPS.

Второй причиной можно назвать наличие уведомлений о защищенности соединения в браузерах, которые показываются пользователю и могут значительно влиять на трафик сайта:

Третья причина, по которой стоит переходить на защищенное соединение – это доверие к сайту со стороны пользователей.

Ну, и если вы планируете отправлять своим пользователям push-уведомления (о появлении нового товара, об акциях, новостях или скидках), обязательно стоит перейти на HTTPS-протокол, так как данная возможность доступна только HTTPS-сайтам.

Причин для осуществления перехода на защищенный протокол гораздо больше. Например, некоторые поисковые системы используют наличие HTTPS в качестве одного из факторов ранжирования (Google).

Возможные проблемы при переходе на HTTPS

  1. Недоступность сайта или его контента для посетителей (иногда, переходя на сайт по защищенному протоколу, пользователи могут видеть предупреждение о том, что сертификат отсутствует, или наличествуют какие-то другие ошибки).
  2. Изменение позиций в поиске
  3. Сокращение трафика из выдачи
  4. Потеря необходимых настроек индексирования

Для того чтобы минимизировать потери, нужно работать с таким понятием, как зеркало сайта.

Зеркала и переезд на HTTPS

Зеркала сайта  – это два адреса одного и того же сайта. В нашем случае это:

По сути, это два разных сайта, которые индексируются отдельно друг от друга. Объединение старого и нового адреса в группу зеркал позволяет передать накопленные показатели старого адреса новому и избежать рисков, связанных с переходом на защищенное соединение.

NB: Невозможно корректно переехать на HTTPS только разделом сайта

Подготовка сайта к переезду

Подготовку сайта к смене протокола можно разделить на три этапа:

  1. Установка сертификата
  2. Работа над содержимым
  3. Добавление в поиск
  1. Получение и установка сертификата. Сама по себе процедура получения сертификата достаточно проста. Вебмастеру нужно отправить формализированный запрос в специальную организацию, которая и пришлет нужный сертификат для дальнейшего использования:

В качестве такой организации может выступать хостинг-провайдер, либо специальный центр сертификации, предоставляющий свои услуги на платной основе. Также сейчас в интернете есть множество компаний, предоставляющих подобные услуги бесплатно, например:

letsencrypt.org

startcomca.com

wosign.com

• …

После получения сертификата, придерживаемся следующего алгоритма действий:

  1. Устанавливаем на сайт в панели администрирования хостера (в 95% случаев это можно сделать прямо в панели администрирования сайта)
  2. Проверяем отсутствие редиректа на HTTP-версии (это очень важно, так как многие хостеры автоматически включают перенаправление со старой версии на новую, в результате чего сайт по старому адресу становится недоступным для индексирующих роботов и для посетителей)

Сделать это можно при помощи специального инструмента в Яндекс.Вебмастере:

  1. Проверяем корректность SLL-сертификата
  • во всех браузерах
  • на сайте ssllabs.com

Во втором случае, если сертификат некорректный, сайту присваивается низкий рейтинг и появляется большое количество предупреждений и рекомендаций, над которыми стоит поработать:

Если же сертификат корректен, результаты проверки будут выглядеть так:

После проверки сертификата можно непосредственно приступать к работе с содержимым сайта.

  1. Переводим содержимое сайта на HTTPS. Для начала нужно сделать внутренние ссылки относительными.

Сделать это можно различными способами. При использовании стандартных CMS, есть большое количество плагинов, позволяющих сделать адреса ссылок относительными в несколько кликов.

Также переводим на HTTPS:

  • Ссылки на изображения и видео
  • Контент партнеров
  • Scripts
  • Canonical

Ну и конечно же, стоит проверить те страницы, ради которых и замышлялся переезд, а именно – страницы авторизации и оплаты.

Если не осуществить перевод всего содержимого сайта на HTTPS и не провести проверку, то пользователи могут видеть в своих браузерах различные предупреждения о наличии на сайте смешанного содержимого:

Файл со списком страниц для индексирования Sitemap, также должен содержать информацию о том, что на сайте есть страницы по защищенному протоколу.

Для этого нужно:

  1. Создать отдельный файл для HTTPS
  2. Сообщить роботу о наличии этого файла с помощью Яндекс.Вебмастера ( и сам сайт на HTTPS также добавить в Вебмастер)

На этом подготовку сайта к переезду можно считать завершенной и сообщить об этом поиску.

Сообщаем поиску о переезде на HTTPS

  1. Указать роботу на адрес главного зеркала с помощью директивы Host в robots.txt:
  1. Используем инструмент «Переезд сайта» (по адресу текущего главного зеркала):

Индексирующий робот проверит корректность перевода сайта на защищенный протокол (обычно это происходит в течение 2-3 часов, но может занять и больше времени – до 3 дней), и если не допущено никаких ошибок, то в скором времени в результатах поиска появится нужная HTTPS-версия сайта.

HTTPS-версия сайта будет признана главным зеркалом сайта, о чем вебмастер получит специальное уведомление. Это значит, что все показатели HTTP-версии начинают учитываться  для HTTPS: (входящие ссылки, оригинальные тексты, ТИЦ и т.д.)

В общей сложности переезд сайта на защищенный протокол занимает около двух недель.

preview Опыт применения подхода «SEO + техподдержка» в банковской сфере

Опыт применения подхода «SEO + техподдержка» в банковской сфере

Подход «SEO + техподдержка» в банковской сфере встречается редко, но он выгоден и агентству, и самому банку...
preview Управление ссылочным весом: современный подход

Управление ссылочным весом: современный подход

Как передаётся ссылочный вес в наши дни, и как можно использовать свой потенциал в этой области для улучшения позиций в ранжировании...
preview Power BI мониторинг и дэшбординг на службе performance-специалистов и клиентов

Power BI мониторинг и дэшбординг на службе performance-специалистов и клиентов

Мониторинг эффективности рекламных кампаний – один из фундаментальных процессов в работе performance-специалиста
preview 10 советов по поисковой оптимизации PDF-файлов

10 советов по поисковой оптимизации PDF-файлов

В статье предлагаются простые советы, которые помогут улучшить ранжирование PDF-файлов в Google и получить больше поискового трафика
preview Для чего вебмастеру нужна аналитика поисковых запросов

Для чего вебмастеру нужна аналитика поисковых запросов

Михаил Сливинский о том, как устроен современный поиск, какие бывают поисковые запросы и для чего их нужно анализировать вебмастерам
preview Смена структуры или дизайна сайта

Смена структуры или дизайна сайта

При обновлении сайта часто возникают вопросы, связанные с изменением его структуры и дизайна — например, при переезде на новую CMS...