Предложения Яндекса по изменению закона «о произвольной блокировке сайтов»

Компания Яндекс, в условиях появления новых законодательных инициатив по защите авторских прав опубликовала свои предложения по правовому регулированию в интернете, которые позволили бы учесть интересы всех сторон.

Как известно, 1 августа 2013 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных принятый Государственной Думой 21 июня 2013 года. С момента принятия этого закона очень многие - и журналисты, и интернет-компании, и просто пользователи интернета – писали о том, что предложенная процедура не эффективна, что она не решает реальных проблем, что она подрывает нормальное функционирование интернета. Тем не менее, в Государственную думу внесен уже и следующий законопроект - предполагающий установление административной ответственности (штрафы в пользу государства) для информационных посредников, которые не принимают мер по блокировке контента. Кроме того, обсуждается распространение закона «о произвольной блокировке сайтов» на другие объекты авторского права - литературные произведения, музыку и т.д.

Компания Яндекс не отрицает необходимость защиты авторских прав, однако считает, что что законодательство в этой области должно быть устроено иначе. Защита должна быть адекватной. Как минимум, необходимо учитывать интересы всех сторон - в том числе пользователей и интернет-компаний, а не только правообладателей. Не имея возможности изменить закон в целом, Яндекс разработал концепцию по его изменению.

Среди ключевых моментов отмечены:

  • Необходимость исключить из текста закона информационных посредников, которые предоставляют возможность «доступа к материалу» и «размещения информации, необходимой для его получения». Это та самая расплывчатая формулировка. Можно посчитать, что предоставить возможность доступа к материалу - это, в том числе, дать ссылку на этот материал. Ведь если вы даете ссылку на какую-то страницу, можно посчитать, что вы предоставляете возможность доступа к ней и ко всему, что на ней находится. А раз так, то вы и есть «информационный посредник».
  • Чрезвычайность и необоснованность такой меры, как блокировка ресурсов. Если ее и можно применять, то только в крайних случаях в качестве исключительной меры, и только когда она не затрагивает добросовестные ресурсы.
  • Включение полного адреса страницы сайта в требование правообладателя удалить тот или иной контент. Сейчас описание процедуры допускает указание только IP-адреса сайта, что не позволит принять меры даже добросовестному посреднику.
  • Неправомерность требования от интернет-площадок предварительной модерации контента. Речь идет об огромном объеме информации, и на сегодняшний день нет технологий, позволяющих гарантированно не допустить размещение того или иного контента.
  • Необходимость предусматривания законом взаимодействия правообладателя и информационного посредника. Сейчас контент необходимо удалить по одному заявлению правообладателя, никто не разбирается, правомочно он размещен или нет. И даже если установлено, что заявление правообладателя было ложным, информационный посредник лишен возможности разблокировать страницу или контент. В законе просто нет соответствующей процедуры.
  • Недопустимость введения административной ответственности за невыполнение посредником мер по блокировке контента. Это полностью нарушает баланс интересов правообладателей и информационных посредников. Спор между посредником и правообладателем должен решаться в суде.

С полным текстом «Концепции совершенствования правового регулирования» можно ознакомиться здесь

Яндекс представил мегарелиз украинских Яндекс.Карт

Компания Яндекс Украина представила масштабное обновление украинских Яндекс.Карт

Google обновил Карты для российских пользователей

Компания Google Россия объявила о существенном обновлении картографического сервиса для России, которое коснулось более 250 городов России (включая Москву, Санкт-Петербург...

Mail.ru: Как измерить качество поиска в Почте

Команда Почты Mail.ru опубликовала пост, в котором рассказала о том, как можно измерить качество поиска в Почте при помощи составления графиков

Яндекс открывает в Новосибирске офис разработки и региональное отделение ШАД

Компания Яндекс сообщила об открытии новосибирского офиса разработки и регионального отделения Школы анализа данных

7 доказательств того, что поиск по картинкам Bing лучше аналогичного поиска Google

Представитель Microsoft и главный менеджер по разработке Bing Миназ Мерчант (Meenaz Merchant) в официальном блоге Bing изложил собственную «теорию превосходства» поиска по...

Яндекс исследовал транспортную доступность Москвы из городов Подмосковья

Аналитическая группа PR-департамента Яндекса провела очередное исследование и выяснила, сколько времени тратят на утреннюю поездку до МКАД автомобилисты из городов-спутников с...